Вадим Пономарев
Ульяновская область активно создает условия для своего экономического развития. Для повышения инвестиционной привлекательности регион формирует свой новый бренд, который должен быть достоин гордости и побуждать к созиданию.
Ульяновская область долгое время была в глазах инвесторов регионом, мало чем отличающимся от большинства российских «середнячков». Но летом этого года в Ульяновске с большим успехом прошел первый Российский авиатранспортный форум, за ним последовал Международный культурный форум, сейчас готовится ряд других значимых публичных мероприятий.

Эти заметные акции — часть системы по повышению инвестиционной привлекательности Ульяновской области, которая, по словам губернатора Сергея Морозова, не хочет довольствоваться былой славой родины Ильича и намерена разносторонне и динамично развивать свой потенциал. Подробнее об этом Сергей Морозов рассказал в интервью «Эксперту».

— Как вы оцениваете инвестиционный потенциал региона?

— На начало 2005 года областной реестр инвестиционных проектов включал в себя всего 25 позиций, а годовой объем инвестиций по итогам 2004 года составил всего 11,27 миллиарда рублей. Нас это не устраивало, поэтому в 2005 году правительство области приступило к разработке системы инвестиционного маркетинга региона.

Первым шагом помимо создания министерства инвестиций и внешних связей Ульяновской области стало принятие основного закона, регулирующего региональную инвестиционную деятельность. Он обеспечивает гарантии равной защиты прав и интересов инвесторов на территории региона. Был создан консультативный орган общественного контроля — Совет по инвестициям Ульяновской области, в состав которого вошли не только представители органов исполнительной и законодательной власти, но и руководители наиболее успешных коммерческих организаций. Мы ввели систему оперативного контроля реализации инвестиционных проектов на уровне губернатора и правительства, закрепили кураторов из числа членов правительства за наиболее значимыми проектами. Кроме того, мы зафиксировали сроки рассмотрения документов, закрепленные соглашениями с федеральными и муниципальными органами власти, организовали систему сопровождения инвестиционных проектов, действующую на всех стадиях их реализации. Фактически с нуля сформирована новая инвестиционная политика.

— И в чем же ее суть?

— Мы признаём привлечение инвестиций главным инструментом развития региона. Для нас в равной мере важны как российские, так и иностранные инвестиции. Мы отдаем предпочтение проектам с высокой производительностью труда, энергоэффективностью и экологичностью и готовы предложить инвестору самые выгодные в России условия их реализации. Мы гарантируем, что инвестор будет освобожден от всех затрат, не связанных с реализацией проектов. Мы создаем единую проектную команду из представителей органов власти и инвестора. Мы неукоснительно соблюдаем право инвестора на свободный выбор подрядчиков, поставщиков и любых других контрагентов. Перечислять можно долго.

Результат — объем инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года составил 44,9 миллиарда рублей. Сегодня в Ульяновской области реализуется 92 крупных проекта с общим объемом инвестиций 134 миллиарда рублей. Это почти годовой ВРП Ульяновской области. В результате будет создано 21,6 тысячи новых рабочих мест.

— А инвесторы осведомлены о созданных для них условиях?

— Мы используем весь спектр средств и мероприятий для ознакомления инвесторов с экономическим и инвестиционным потенциалом Ульяновской области. Это всевозможные выставки, конференции, форумы, конгрессы как российского, так и международного уровня. Среди последних — международные авиасалоны в Ле Бурже (Франция), МАКС (в подмосковном Жуковском), PROstate (Санкт-Петербург). Детальное знакомство происходит в рамках визитов представителей компаний в регион — здесь мы можем на месте продемонстрировать промышленные площадки, которые предлагаем инвесторам; организовать поездки на ведущие предприятия региона; показать иностранные компании, начавшие у нас свою деятельность; провести встречи в вузах, чтобы оценить кадровый потенциал, и прочее.

Полное сопровождение инвесторов на всех стадиях реализации проекта оказывает институт регионального развития — Корпорация развития Ульяновской области. Действует она по принципу «одного окна» — начиная с индивидуального информационного консультирования инвесторов (предоставление актуальной и достоверной аналитической и справочной информации о регионе) и заканчивая закреплением на участке (оформление всей необходимой земельно-правовой и исходно-разрешительной документации). Наконец, сегодня инвесторы могут напрямую обратиться ко мне как высшему должностному лицу региона и уполномоченному по защите прав инвесторов в Ульяновской области.

— На какую инфраструктуру в области могут рассчитывать инвесторы?

— Впервые мы осознали острую необходимость формирования новой инфраструктуры, необходимой для привлечения инвестиций в регион, в 2007 году, когда начали работать с SABMiller и Mars. Результатом стало создание промышленной зоны «Заволжье» площадью 500 гектаров с готовой инфраструктурой, отвечающей требованиям современного инвестора.

Наши усилия оценили не только SABMiller, Mars, японско-немецкий производитель автокомпонентов Takata Petri AG, но и федеральное правительство: в 2008 году проект формирования и развития промзоны «Заволжье» стал одним из победителей конкурса на получение финансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Сегодня мы приступаем к созданию новых промышленных зон в крупных муниципалитетах области — в городе Новоульяновске и в Новоспасском районе.

На базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный по распоряжению федерального правительства создается Портовая особая экономическая зона, куда мы привлекаем инвесторов для строительства производств, связанных с авиацией, техническим обслуживанием воздушных судов. Планируется также создание терминально-логистических и складских комплексов, которые заинтересованы в таможенных преференциях. В 2010 году Ульяновская область подписала инвестиционное соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией России о строительстве нового инновационного завода по производству изделий из полимерных и композиционных материалов с объемом инвестиций 250 миллионов долларов.

Кроме того, создаются индустриальные парки на базе Ульяновского автомобильного и Димитровградского авто­агрегатного заводов. Готовые помещения для размещения производств расположены в непосредственной близости от автосборочных центров страны, базовые предприятия стабильно обеспечивают инвестора энергоресурсами, подготовленными кадрами, предоставляют возможность пользования транспортными коммуникациями.

— В советские времена Ульяновск в сознании большинства людей ассоциировался с родиной вождя революции. Вам уже удалось найти новый бренд, по которому сейчас узнавали бы ваш город?

— Наш прежний бренд, если можно так выразиться, имел под собой мощный ресурс, в том числе административный. В город приезжало до миллиона туристов из-за рубежа, а темпы экономического роста в семидесятые-восьмидесятые годы были одними из самых высоких. По всем прогнозам, к началу двадцать первого века Ульяновск должен был стать городом-миллионником.

С крахом коммунистической идеологии и СССР нам пришлось, пожалуй, тяжелее других регионов. Ведь сознание собственной исключительности, «особости» у людей осталось. В итоге мы получили не только кризис региональной экономики (по доле машиностроения в промышленности мы до сих пор занимаем второе место в России), но и кризис региональной идентичности. Жители не понимали, чем же теперь им, по большому счету, гордиться.

Сейчас, когда нам удалось ценой больших усилий выправить социально-экономическую ситуацию, этот вопрос встал наиболее остро. Очевидно одно: потребность области и города в своеобразном ребрендинге назрела.

— В последнее время в регионе часто проводятся международные деловые встречи. Что это дает?

— Прежде всего, все форумы, которые мы проводим, призваны привлечь внимание к реально существующим проблемам в той или иной отрасли. Только совместное обсуждение проблем с участием власти, экспертов, общества позволит выработать конкретные решения.

Возьмем авиационную отрасль. Учитывая последние трагические события, проблем в этой отрасли, требующих обсуждения и решения, очень много. Это давно назревшая потребность кардинального обновления парка воздушных судов авиапредприятий России и ближнего зарубежья, проблемы и перспективы пассажирского и грузового авиационного транспорта, возрождение некогда достаточно интенсивных авиационных перевозок между регионами и провинциальными городами страны, создание и постоянное развитие системы качественного постпродажного и сервисного обслуживания воздушных судов и многие другие.

В России и за рубежом давно возникла необходимость некоего форума, объединяющего все отрасли, которые имеют отношение к авиации: производство, сервис, транспорт, обучение, а также всех профессионалов, конструкторов, инженеров, менеджеров, власть, науку и бизнес. Всего в мире серьезным гражданским самолетостроением занимаются порядка десяти стран. Проблемы у всех общие, и только консолидация усилий позволит создать механизм их оперативного решения. Таким объединителем и призван стать международный авиатранспортный форум в Ульяновске, который будет проводиться каждые два года. Конечно, у нас есть прекрасные авиашоу, например московский МАКС, но ведь там не обсуждают проблемы развития авиации, ее сегодняшнего и завтрашнего дня.

С другой стороны, не скрою, что, проводя различные форумы, мы преследуем и свои утилитарные цели. Через подобные мероприятия мы позиционируем Ульяновскую область как регион, где не только обозначаются проблемы, но и делаются конкретные шаги для их решения. Например, в сфере авиации у нас создан авиационный кластер, Портовая особая экономическая зона, принят комплекс мер по поддержке предприятий отрасли.

У нас есть не меньший потенциал и в сфере культурной политики. Я убежден, что те выводы, решения и солидарные позиции, которые окажутся результатом работы дискуссионных площадок и круглых столов прошедшего Международного культурного конгресса, станут главными ориентирами развития культуры и реализации культурной политики на длительный период времени.

Именно культура должна стать ресурсом и фактором развития региона, и не столько в сугубо экономическом, сколько в идеологическом, смысловом значении. Только культура может объединить население вокруг основных направлений развития территории. Речь должна идти о формировании нового коммуникативного пространства, в котором потребление культурных продуктов и услуг становится второстепенным, а на первый план выходит создание возможностей для творческого самовыражения и самореализации каждого человека. Мы все должны понять, что творческие способности, креативность жителей становятся главным фактором развития региона и страны.

Сегодня перед любой территорией, перед любым российским регионом стоит наиважнейшая задача — максимально реализовать имеющиеся ресурсы, прежде всего культурные и человеческие. Ведь это неиссякаемые источники творческой созидательной энергии. Кто быстрее запустит эти процессы, тот сможет сделать свой регион процветающим и привлекательным для жизни.