Вадим Пономарев
Ульяновская область становится новой общероссийской площадкой делового общения и центром притяжения инвестиций. В регионе активно формируется инвестиционно привлекательная инфраструктура и создаются комфортные условия для пребывания многочисленных гостей.
Бренд «родина Ильича» уже не вызывает такого интереса к Ульяновску, как в советские времена, когда в этот город ежегодно приезжало до миллиона только иностранных туристов. Поэтому Ульяновская область интенсивно ищет новый образ, который помог бы ей не только самоидентифицироваться, но и послужил бы сигналом для потенциальных инвесторов.

Сейчас в регионе активно формируются авиастроительный и ядерный кластеры, развивается автостроение, создаются условия для раскрытия культурного и туристического потенциала одного из красивейших городов на Волге. Все эти масштабные проекты требуют развития соответствующей инфраструктуры. «Согласитесь, когда инвестор прилетает в обветшавший аэропорт, едет из него в город по разбитой дороге, остановиться может лишь в гостинице с насекомыми, а горячая вода желтого цвета и течет нерегулярно, у него отпадает всякое желание инвестировать в регион. А уж если еще и чиновники опаздывают на встречи и не знают английского, тогда дело совсем швах. Чтобы пришли инвесторы, нужны начальные вложения, которые могут сделать либо сам регион, либо федеральные власти. В Ульяновской области это давно поняли и сами активно инвестируют в инфраструктуру, с тем чтобы инвесторы видели усилия властей и приходили не в чисто поле», — подчеркивает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Причем инициативы по созданию такой инфраструктуры, с которыми выступают региональные власти, выходят далеко за границы Ульяновской области.

Удобства для инвестиций

Внимание инвесторов привлекает тот регион, который может предложить им не только налоговые преференции, но и развитую инфраструктуру как для бизнеса, так и для общения. Не случайно первая в России портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) появилась именно в Ульяновской области — на базе аэропорта Ульяновск-Восточный. «Ульяновск является признанным центром российского авиастроения с несомненными конкурентными преимуществами. Это прежде всего выстроенная инфраструктура и налаженный механизм деловых коммуникаций», — считает министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

В ближайшие два года федеральный и региональный бюджеты вкладывают в дороги, электросети, газ, водопровод, аэродромные рулежные дорожки для самолетов и другие необходимые в ПОЭЗ сооружения около 250 млн евро. Бизнес в лице первых трех резидентов ПОЭЗ, компаний «Волга-Днепр Техникс Ульяновск», «ФЛ Техникс Ульяновск» и авиационного завода «Витязь» организуют здесь первый уникальный для России и СНГ сервисный ангарный комплекс по техобслуживанию и ремонту всех типов воздушных судов (в том числе и тяжеловесов Ан-124-100 «Руслан», Boeing 747, Boeing 777) и строят завод по сборке канадских самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 (это лучшие мировые самолеты малой вместимости для работы в тяжелых климатических условиях). Здесь же, видимо, расположится и уникальное производство аэростатических летательных аппаратов, которые будут применяться в том числе для освоения и перевозки крупных грузов в труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

ПОЭЗ Ульяновск-Восточный дополняет система региональных промышленных зон с готовой инфраструктурой, отвечающей требованиям современного инвестора. В первой из них, «Заволжье», уже работают такие мировые гиганты, как SABMiller (завод по производству пива), Mars (пищевое предприятие), Takata Petri (производство автокомпонентов) и другие. В 2008 году проект формирования и развития промзоны «Заволжье» стал одним из победителей конкурса на получение финансирования из средств федерального Инвестиционного фонда. Сегодня региональные власти приступили к созданию таких промышленных зон в Новоульяновске, Новоспасском и Карлинском районах.

Кроме этого, на базе Ульяновского автомобильного и Димитровградского автоагрегатного заводов создаются два региональных индустриальных парка. Готовые производственные помещения для желающих инвестировать в автопром расположены в непосредственной близости от автосборочных центров страны, базовые предприятия предоставляют инвестору стабильность в обеспечении энергоресурсами, подготовленными кадрами и транспортными коммуникациями.

Областные узелки

Уникальность Ульяновска еще и в том, что в радиусе 7–15 километров от него сконцентрированы все виды сообщения: воздушный, водный, автомобильный и железнодорожный транспорт. «Убежден, что Ульяновск может стать одним из крупнейших грузовых хабов не только в нашей стране, но и в международном масштабе», — говорит глава региона Сергей Морозов.

В 2009 году в районе Ульяновска была введена в эксплуатацию первая очередь нового моста Президентский через Волгу. Этот объект дал возможность начать работу по созданию нового транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Речь в том числе идет о новой федеральной трассе «Волжский транзит», которая пройдет через Владимирскую область, Мордовию, Ульяновскую и Самарскую области, Башкирию и станет дублером трасс М5 «Урал» (Москва—Челябинск) и М7 «Волга» (Москва—Уфа). Она на 300 км сократит путь от Москвы до Екатеринбурга и на треть разгрузит уже существующие трассы. Новая магистраль в основном будет строиться на базе уже существующих дорог, которые предполагается расширить до четырех полос, создав здесь соответствующую инфраструктуру. Общая стоимость работ по созданию «Волжского транзита» на территории Ульяновской области составляет 24 млрд рублей.

Кроме того, сейчас немецкая компания DB International прорабатывает концепцию терминально-логистического центра (ТЛЦ), способного качественно обслуживать грузопоток мощностью не менее 300–400 тыс. контейнеров в год. Дело в том, что после завершения формирования ПОЭЗ через Ульяновск, как ожидается, пойдет 60% грузов, которые сейчас доставляются по воздуху в Россию из Юго-Восточной Азии. А развитие мощностей Ульяновского речного порта позволит региону обрабатывать часть морского грузопотока и обслуживать суда типа «река—море». И эти транспортные перспективы служат еще одним стимулом для инвесторов размещать производства в Ульяновской области.

Запуск в эксплуатацию в Ульяновске первой очереди мостового перехода через Волгу, предназначенного для пропуска транзитных грузов, стал одним из самых значимых событий формирования новой дорожной инфраструктуры региона. Строительство велось с 1986 года, и этот мостовой переход длиной почти 6 км является одним из самых крупных сооружений такого типа в Европе. Второй пусковой комплекс позволит вписать мост в городскую транспортную инфраструктуру. В частности, в ноябре этого года на правом берегу Волги будут введены в эксплуатацию дорожные развязки, которые сократят путь ульяновским водителям почти на 10 км, в будущем году начнется их строительство на левом берегу.

Не дожидаясь, пока федеральное правительство примет решение о строительстве новой автомагистрали «Волжский транзит», в регионе начали подготовку к реконструкции автодороги Ульяновск—Димитровград—Самара и проектирование обходов вокруг Ульяновска, Димитровграда и районного пункта Чердаклы. Обход вокруг Ульяновска, например, длиной 26 км стоит почти 5 млрд рублей. Но он по кратчайшему маршруту соединит между собой три федеральные трассы: Саранск—Сурское—Ульяновск, Цивильск—Ульяновск и Казань—Буинск—Ульяновск.

Реконструируются, естественно, и авиапорты региона, пропускная способность которых сейчас составляет 100 человек в час. В аэропорту имени Карамзина (Баратаевка, бывший Ульяновск-Центральный) будет изменен внешний вид аэровокзала, а в самом здании появится новейшее технологическое оборудование, обеспечивающее комфорт и безопасность пассажиров. На федеральные деньги реконструируют взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, построят патрульную дорогу и ограждения аэродрома, а также ангар для технического обслуживания воздушных судов (на эти цели в 2014–2016 годах выделяется 1,8 млрд рублей).

Аэропорт Ульяновск-Восточный, где располагается портовая особая экономическая зона, за восемь месяцев этого года уже в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010-го увеличил число выполняемых регулярных пассажирских рейсов и в полтора раза пассажиропоток (48 тыс. человек против 32 тыс.). Сейчас здесь организуется пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации и прорабатывается вопрос организации регулярных международных рейсов в Германию и Армению.

Hilton на Волге

Только один проект — создание на базе Димитровградского НИИАРа федерального центра медицинской радиологии стоимостью 14 млрд рублей — с 2013 года может увеличить пассажиропоток по автодороге между Ульяновском и Димитровградом на 100–150 тыс. человек в год (сам центр рассчитан на лечение 40 тыс. пациентов в год плюс родственники больных, а также приезжающие на консультацию и диагностику). Общая же концепция димитровградского ядерно-инновационного кластера предполагает реализацию там до 2017 года еще как минимум семи крупных проектов — от производства молибдена-99 для торговли им на мировом рынке до изготовления опытных образцов атомных электростанций малой мощности (этот проект «Росатом» реализует вместе с «Евросибэнерго» Олега Дерипаски).

Еще большее влияние на развитие региональной инфраструктуры оказывает формирование авиастроительного кластера. Как показал проведенный в этом году в Ульяновске первый Международный авиатранспортный форум (МАТФ), интерес к этой теме большой. На форум съехалось более 500 участников из России, США, Франции, Англии, Германии, Белоруссии, Украины, Литвы, Канады и Чехии. Конечно, МАТФ получился не такой зрелищный, как московский авиасалон МАКС. Но он и рассчитан прежде всего на профессиональное обсуждение самолетостроителями, перевозчиками, регуляторами и управленцами отрасли ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта.

«Достойный старт. Мы рады, что не просто интерес, а деловой интерес к авиации распространяется на все регионы. То, что проходит у нас в подмосковном Жуковском, будет множиться. Я надеюсь, что Ульяновск — это тот город, который может представлять российскую авиацию на широкой международной и внутренней арене», — сказал по этому поводу генеральный директор Московского авиасалона Владимир Борисов. «Решение регулярно проводить авиатранспортный форум в Ульяновске может стать удачным начинанием, которое превратится в фирменный бренд города и области, привлечет к нему внимание различных инвесторов, а не только из авиаотрасли», — считает Дмитрий Баранов.

Но мероприятиям такого уровня, которых в регионе в ближайшие годы намечено провести два десятка, должна соответствовать и система размещения гостей. До недавнего времени она была советского провинциального образца, то есть никакой. Имеющийся поток командировочных и туристов достаточно спокойно обслуживал десяток местных гостиниц начиная от ведомственного «Авиастара» (92 номера по средней цене 2 тыс. рублей в сутки) и заканчивая мини-отелями на 10–20 номеров стоимостью 7–10 тыс. рублей за «люкс». Однако в прошлом году здесь началось строительство отеля Hilton Garden Inn, который станет восьмым проектом в России одной из крупнейших международных компаний в сфере гостиничного бизнеса. Предыдущие проекты Hilton в нашей стране осуществлялись или планировались либо в городах-миллионниках (Москва, Пермь, Новосибирск, Самара), либо в курортной зоне России (Сочи, Геленджик, Адлер).

Ульяновск в эту категорию не входит. Однако застройщик и будущий владелец нового гостинично-развлекательного комплекса на 175 мест строительная корпорация «Авиакор» из Самары, а также владелец бренда и оператор гостиницы Hilton уверены, что проект минимальной стоимостью 775 млн рублей, который предполагается осуществить в Ульяновске, окупится менее чем за семь лет. «Потребность Ульяновска в гостинице подобного рода обусловлена растущим интересом крупных компаний, как российских, так и зарубежных, к региону и необходимостью размещения их сотрудников в комфортных условиях. Гостиница Hilton — это бренд, говорящий о том, что город достоин обладать комплексом подобного уровня», — заметил губернатор Сергей Морозов.

Радушно и без эксцессов

В ближайшие несколько лет, по расчетам областных властей, гостиничный фонд региона увеличится более чем на 50%, а гостей может стать больше, чем в советские времена. «Развитие туризма должно быть приоритетным для любого региона, так как везде в России есть либо природный, либо исторический потенциал. Ульяновск не исключение. Его успех в этом направлении будет зависеть от ставки на деловой туризм и развитие позиционирования города как авиаплощадки», — заявил «Эксперту» руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов.

Региональные власти признают, что Ульяновску помимо инфраструктуры пока не хватает объектов, генерирующих туристский поток, — развлекательных центров, центров досуга и активного отдыха, оригинальных маршрутов и достопримечательностей.

В областном центре и в районах уже стали появляться туристско-рекреационные зоны, где к вопросу отдыха гостей подходят комплексно, например, Александровский сад в Ульяновске, Центр ремесел в Ундорах и «Русский берег» в Старой Майне. А главный ульяновский музей — музей-заповедник имени В. И. Ленина — все маршруты проводит с элементами интерактива.

В ближайшие пять лет на территории Ульяновской области будет создано несколько крупных объектов, которые выведут региональную туристическую отрасль на качественно новый уровень: парк приключений, полигон вневойсковой подготовки в Старой Майне, круглогодичный развлекательный туристический центр в Ульяновском районе, Центр активного отдыха в Ульяновске, единая областная сеть кемпингов и так далее. До 2015 года из регионального бюджета на финансирование целевой программы по развитию туризма в Ульяновской области выделяется 419,5 млн рублей. Еще почти 1 млрд рублей в 2013–2015 годах ульяновцы надеются получить из федерального бюджета. Частный же бизнес в развитие туристических объектов до 2015 года готов вложить до 4 млрд рублей.

Региональные власти пытаются привести в порядок сам Ульяновск. Только в этом году «новое лицо» обретут 103 двора областного центра. До 2015 года будет благоустроено в общей сложности 356 дворов многоквартирных домов города и области — на это предполагается потратить почти 3 млрд рублей. Это не только их обязательное асфальтирование, но и установка во дворах игровых детских и спортивных площадок, зон отдыха для пожилых людей, устройство газонов и клумб, установка скамеек и беседок. А для того, чтобы встреча гостей с регионом не была омрачена эксцессами, в этом году в Ульяновской области был введен запрет на продажу алкоголя крепче 15% в розничной торговой сети в выходные дни. «На этот шаг мы идем первыми в России. Причины предельно просты. Крепкий алкоголь, в первую очередь водка, дешев. Приведу всего две цифры: 15 лет назад на среднюю зарплату в области можно было купить лишь 25 бутылок водки, а в 2010 году — более 130», — говорит ульяновский губернатор Сергей Морозов.

Региональные власти вдохновляет пример Норвегии, где одна торговая точка, торгующая крепким алкоголем, приходится на 30 тыс. жителей. В Ульяновской области на тысячу жителей один магазин с крепким спиртным. Помимо этого, внимание местных властей привлекли и торговые киоски Ульяновска. Поскольку решено, что большинство из них портит внешний вид города, владельцам предложено убрать киоски из исторического центра на окраины, а в центре торговать в стационарных магазинах.