В пятницу произошло достаточно знаменательное событие для ульяновской археологии – с помощью геофизиков удалось начать глубинное исследование крупнейшего на территории области памятника археологии времен Волжской Булгарии.
К работам привлекли специалистов Казанского университета, вооруженных глубинным магнитометром. Прибор позволил определить есть ли под землей останки каменных сооружений, а также размеры и площадь культурного слоя.
Для серьезных надежд на успех были все основания. По словам известного ульяновского археолога Юрия Семыкина, городище вполне может быть остатками третьего по величине города Волжской Булгарии после знаменитых Биляра и Болгар. Город, носящий имя Ошель, неоднократно упоминается в древних документах как один из торговых центров на караванном пути «Болгары-Киев».
Мнение Семыкина разделяет и второй участник пятничной поездки – Александр Кожевин. По его мнению, территория Волжской Булгарии была населена весьма плотно, особенно вдоль караванного пути, поэтому наличие здесь огромного по меркам средневековья города (до 150 000 человек населения) весьма вероятно.
Результаты, полученные с помощью казанских коллег ульяновских исследователей, обнадеживают. Исследования показали наличие обширного культурного слоя. Под землей были найдены сохранившиеся оборонительные сооружения, части укреплений, а на красносюндюковском городище, расположенном несколько западнее, были получены данные, позволяющие предположить наличие под землей сравнительно большого каменного сооружения.
К сожалению, оба этих памятника археологии активно грабятся так называемыми черными копателями. По словам председателя комитета по культурному наследию Ш.М.Хаутиева, доходит до того, что псевдо-археологи устраивают на территории городищ своеобразные турниры по поиску реликвий.
Действительно, артефакты прошлого на городище буквально валяются под ногами. Пока геофизики разворачивали свои приборы, один из участников поездки, историк С.Карцев, в радиусе буквально 20 метров набрал несколько десятков осколков древней керамики. Поиском заразились и журналисты. В результате каждый желающий смог набрать себе на память исторического материала возрастом около 1000 лет.
Причина такой доступности булгарских древностей проста – территория староалейкинского городища активно раскапывается под сельскохозяйственные культуры. Очевидно, что каждая распашка поднимает на поверхность новую «партию» артефактов. Именно эта доступность материала и привлекает черных копателей. После очередной вспашки селяне нередко видят около городища джипы и с самарскими, и с московскими номерами.
Сами же местные к древностям привыкли, находки «черепков» на огородах их не удивляют. Да и историей никто из деревенских не увлекается. Удивительного мало – расположенная всего в 30 с небольшим километрах от Ульяновска деревня – это настоящий «медвежий угол». Весной и осенью доехать туда можно лишь на серьёзном внедорожнике. Зимовать остаётся всего шесть человек… Понятно, что людям, занятым выживанием, не до исторических памятников. Ров (предположительно детинца) используется под мусор, остатки вала – для выпаса скота.
А ведь у исторического памятника есть огромные перспективы. По результатам нынешнего исследования в следующем году на городище начнутся серьёзные раскопки. Можно не сомневаться, что они будут успешными и позволят историкам и археологам более глубоко проработать тему уже на очевидном фактическом материале. Наверняка со временем удастся добиться и перевода земель под городищем в статус земель культурного наследия. Вопрос в другом – что с этим делать дальше?
Когда мы возвращались обратно, Александр Кожевин завел речь об уникальности Ульяновской области в плане археологии и истории. По его словам нам предстоит ещё множество открытий. Главное, чего нам не хватает – системности и охвата. Никто толком не занимается территориями как историко-географическими комплексами, не выстраивается и совместная работа. Конечно, есть и исключения. Например, В.Ефимов со «страной Ундорией». Но пока серьёзная работа оказывается уделом энтузиастов, а определенную поддержку получают чаще популистские темы наподобие 1700-летия Старой Майны.
Ничего удивительно тут нет – красивые, пусть зачастую и псевдонаучные, теории и высказывания не требуют ничего. Их можно брать и использовать – здесь и сейчас, получая быстрые дивиденды в виде информационного шума. Робкие возражения ученых, а то и просто смех, можно легко списывать на ограниченность «закостенелых историков, не желающих видеть новое» или отражать ответными обвинениями в отсутствии патриотизма. Доходит до смешного. В ответ на прямые доказательства явной лженаучности и даже антиисторичности от некоторых активных деятелей мы не раз слышали «ну и что?». Важнее быстрый результат. История или даже география? Это занятие для «ботанов». Мы же будем родиной колобка, центром неолитического славянства, местом посадки НЛО из туманности синей рыбы, столицами всего и всея и т.д.
А ведь буквально под ногами у нас лежит богатейший материал, позволяющий неопровержимо обосновать, а затем и использовать, уникальность нашего края. То же алейкинское городище с примыкающими валами и менее значимыми селениями вполне может стать значимым археологическим памятником, одним из центров притяжения туристов, не уступающим знаменитым Болгарам. Древний караванный путь, перекресток крупнейших евразийских путей, – это звучит. Надо лишь скоординировать усилия и добиться понимания. Увы, но опыт показывает, что это самое сложное.
Мы не зря упомянули про жителей Ст.Алейкино. Они – настоящий индикатор понимания важности истории. Как только они перестанут скидывать в древний ров сгнившие доски от забора и пластиковые бутылки, можно считать, что общая задача решена. И это и будет то самое identity региона, которое последнее время столь активно ищут.
Ордынец
Вариант ответа на вопрос “что дальше?”:”Okkupanta-imperialista, tvoya mama fak, rashen gou houm!”.
Любовь Чиликова
спасибо, все так и есть, хорошо написано. всегда так бывает – самое рутинное дело и есть самое важное и настоящее. а вкусненькое и сладенькое – это самообман, время потратишь, а в результате пшик
Кожевин А.Е.
На самом деле Старой Майне даже больше 1700 лет, факты непрерывного существования поселения очевидные. Другое дело что нужны серьезные финансируемые исследования, на общественных началах надоело этой темой заниматься. Все сводить только к находкам и цитате Седова о Прародине Руси, считаю неправильным. Седов это не Ленин, туризма на одной цитате не построить…
булгарин
Непрерывность существования поселения вовсе не означает невозможность смены аборигенов другой нацией. Эти земли тысячелетиями принадлежали булгарам, ныне обозванным грубой кличкой “татары”.
Доктор
Ага. Вы бы это именьковцам сказали. Большинство из которых из-за прихода булгар и ушло на Днепр. Непрерывность сама по себе ничего не означает. Она либо есть, либо ее нет.
Danzig
большинство татар (“булгар”) считают себя именно татарами. И булгары не первые здесь были.
По поводу непрерывности – без перевода на русский не обойтись.
Кожевин А.Е.
Непрерывность по археологическим материалам – наличие четкой хронологической шкалы по имеющимся в Старой Майне находкам. Там находки датируются вплоть до десятилетий, и проследить постоянное присутствие населения можно с рубежа 2-3 вв. н.э до современности (и во время Казанского ханства тоже). Кстати самым древним находкам оттуда около 20 тыс. лет
ulgrad.ru
ну и мы про то же
Михаил
какие булгары. от их семени и следа не осталось, татары всех за пару веков вырезали. а теперь мажутся к их гордому имени.