Росатом может получить 311 млн руб. в 2012-2013 гг. на развитие фармацевтической и медицинской промышленности, говорится в материалах Минфина РФ. Росатом в 2011 году заявил о планах масштабного развития ядерных медицинских технологий, в том числе производства Молибдена-99, основного медицинского изотопа. Согласно плановому реестру расходов, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета, в 2012 году Росатом получит в рамках выполнения ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» 187 миллионов рублей. В 2013 году объем бюджетного финансирования составит 124 миллиона рублей. Производство молибдена-99 началось 18 декабря 2010 года в димитровградском НИИ атомных реакторов (НИИАР) в Ульяновской области. Основными исполнителями проекта стали ОАО «ГНЦ НИИАР» и ОАО «Всерегиональное объединение «Изотоп». Стратегическим партнером Российской Федерации по продвижению продукта на мировой рынок выбрана канадская компания «MDS Nordion», с которой «Изотоп» подписал соответствующее соглашение.

Первая партия медицинского радиоизотопа молибдена-99 была отгружена канадским потребителям в декабре 2010 года. Глава Росатома Сергей Кириенко в январе заявил, что медицинский радиоизотоп российского производства к 2012 году может занять до 10% мирового рынка. Росатом также намерен в 2011-2013 годах вложить в развитие производства радиофармпрепаратов 200 миллионов рублей, чтобы к 2016 году увеличить до 80% свою долю на этом сегменте рынка. Ранее доктор наук, руководитель отдела радиационной медицины «Российского научного центра рентгенорадиологии», вице-президент Международной ассоциации ядерной медицины Дмитрий Фомин заявил, что благодаря «Росатому» ситуация в ядерной медицине стала меняться в лучшую сторону. «Дело в том, что из полностью заброшенного состояния, в котором эта специальность находилась буквально еще в конце 90-х годов, благодаря, во-первых, принципиально иному подходу, который мы сейчас видим со стороны Минздравсоцразвития, и тому, что ядерной медициной все-таки занялся Росатом, корпорация, произошли изменения», – отметил Фомин.

Игорь Томашевский, заведующий Лабораторией радиоизотопной диагностики ЦКБ №2 им. Семашко:

Развитие ядерных медицинских технологий Росатомом приветствуют все врачи-радиологи. Потому что до этого мы были в очень трудном положении, мы не могли повторить того, что делается за рубежом. Сейчас первая цель – хотя бы повторить то, что делается зарубежными специалистами (за это берется Росатом), и увеличивать мощности по ядерной медицине.

Конечно, необходимо делать это более интенсивно. Все эти высокотехнологичные медицинские центры, состоящие из однофотонных эмиссионных компьютерных томографов (ОФЭКТ) и позитронно-эмиссионных томографов (ПЭТ), должны быть во всех регионах России. Я приветствую деятельность Росатома в этом направлении, потому что он хоть что-то выполняет, потому что таких центров в Америке – минимум 2 тысячи, в Китае – 20, а у нас меньше десятка. Если этим не заниматься, мы будем опять отставать в ядерной медицине и особенно в диагностике онкологических, кардиологических и неврологических заболеваний.