Художники обсудили проблемы паблик-арта.
В конце минувшей недели в Ульяновске состоялась конференция «Личное высказывание в публичном пространстве», организованная самарцами Нелей и Романом Коржовыми. Художники и эксперты из Москвы, Самары, Франции, Ульяновска и Нижнего Новгорода размышляли о том, как современное искусство может помочь развитию города.

Конференция — одно из событий фестиваля современного искусства «Улица как музей — музей как улица». Этот проект Романа и Нели Коржовых был реализован благодаря Всероссийскому конкурсу грантовых проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области», победителем которого он стал. До конференции на остановках Ульяновска появились постеры современных художников — Вито Паче, Яно Бергмана, Юрия Альберта, Виктора Скерсиса. Также в Ульяновской областной библиотеке были выставлены постеры еще 36 художников, ранее выставлявшиеся на остановках Самары, Тольятти, Нижнекамска, Кирова, Санкт–Петербурга, Штуттгарта (Германия) и Кальмара (Швеция).
Вопросу о том, что может привнести современное искусство в пространство современного города, и была посвящена конференция. Открывавший ее доклад директора Приволжского филиала государственного Центра современного искусства Анны Гор так и назывался — «Зачем в российском публичном пространстве нужно современное искусство?». По мысли Анны Гор, российское общество традиционно не привыкло брать на себя ответственность за публичные пространства. Они воспринимаются как сфера ответственности государства, либо как «частная собственность». Факт появления на улицах города произведений, которые требуют от зрителя усилия, чтобы их понять, не служат целям агитации и пропаганды и ничего не рекламируют, помогает преодолеть эту инерцию.
Известный французский исследователь русского авангарда, профессор Жерар Коньо посвятил свой доклад способам, которыми искусство сопротивляется давлению извне. «В советское время открыто декларировалась идеологичность искусства, но, по крайней мере, пропаганда осуществлялась открыто, благодаря чему всегда оставались пространства для незатронутых идеологией высказываний», – рассказывал докладчик. Современная же ситуация, по мнению г-на Коньо, намного более сложная, потому что давление на художника осуществляется скрытно, через экономические, а не политические механизмы.
Художник Дмитрий Гутов, недавно предложивший президенту РФ обязать всех чиновников изучать современное искусство, поделился опытом участия в программах по установке скульптур современных художников в Москве. По его словам, эксперимент провалился, потому что оценка стоимости художественных работ производится по нормативам, разработанным еще в 30-е годы прошлого века. Пока эти нормы не будут пересмотрены, мы будем видеть вокруг только скульптуры в стиле Зураба Церетелли, потому что все остальные виды работ оцениваются так, что денег не хватит даже на их изготовление.
Самарский архитектор Мария Храмова познакомила собравшихся с зарубежным опытом организации публичных пространств с помощью искусства. Интересным оказались доклады двух экспертов в области стрит-арта — Василия Рогозина из Нижнего Новгорода и Кирилла Лебедева из Москвы. Они рассказали об истории и перспективах уличного искусства в России, показав множество фотографий произведений, подобных которым, увы, не увидишь на улицах Самары.
Закончилась конференция «практической частью» — уличными перформансами самарца Сергея Баландина и москвича Константина Аджера.