Совсем недавно в Москве состоялась конференция, где ученые-фольклористы обсуждали «персонажей современности» – инопланетян, экстрасенсов, снежного человека и т.п. Среди прочего говорилось (в качестве весьма курьезной иллюстрации) и о так называемой «сказочной карте России» – проекте, скорее, туристической направленности, благодаря которому, например, Киров объявлен родиной кикиморы, Зеленоградск – родным городом Буратино, ну, а к Ульяновску, как хорошо известно, «прикрепили» Колобка.
Я не буду здесь критиковать ни саму концепцию проекта, ни способы его реализации (достаточно сказать, что та же кикимора к сказкам никакого отношения не имеет). Упомянул же об этом только потому, что еще в конце 19 века (после выхода знаменитых «Сказок и преданий Самарского края» Д.Н. Садовникова) Симбирская губерния если и вспоминалась в «фольклорном смысле», то, конечно же, вовсе не из-за Колобка, а, к примеру, в связи с преданиями и быличками о кладах Стеньки Разина и, безусловно, – из-за истории о Марине-русалке, погубившей своего возлюбленного (он утонул в Волге под Симбирском). Ну, а что же рассказывают в Ульяновской области о русалках в настоящее время?
Как много ласковых имен…
Стоит ли говорить о том, что представления о русалке, о которой изредка и сегодня еще можно услышать в наших селах, далеко не всегда совпадают с растиражированным образом литературной «русалочки» – красавицы с рыбьим хвостом? Ульяновская русалка чаще всего описывается как длинноволосая женщина (с вполне даже приличными двумя ногами), так или иначе связанная с растительностью и водой.
– Волосы у нее длинны. Сама я ее не видала, но вот калякали об этом, – примерно так говорят о ней в Кадышеве.
Кстати, подобных персонажей в нашем регионе называют по-разному: помимо самого распространенного наименования «русалка», иногда употребляют также наименования «шутовка», «чиганашка» («чаганашка») и даже «лешенька».
Бывает, что русалка описывается как обыкновенная женщина, правда, с не совсем обычными поведением и одеждой.
– Русалки были! Вот я иду, значит, с улицы, и вот: стоит женщина – волосы, значит, распущены, и нагишкой она – ничего на ней нет из одежды. Обняла фонарный столб и стоит, – так нам описывали это существо в селе Ждамирово Сурского района.
О возрасте и внешнем виде шутовок сообщают противоречивые сведения: к примеру, русалка может описываться как молодая, привлекательная девушка: «И выходит женщина ко мне – такая нарядна, красива, молодая», – так нам описывали ее в Кирзяти (Сурский район). Но иногда предстает она и в виде настоящего страшилища: «Это давно было, тетка рассказывала: вот из середины озера выплыла с рыбьим хвостом большая женщина, страшная, волосы зеленые» (сведения из села Хмелевка).
Где встречаются и что делают?
С ульяновскими русалками часто сталкиваются на различных водоемах: судя по описаниям, они любят сидеть на берегу или на камне, где расчесывают гребнем свои густые волосы. Бывает и так, что люди слышат, как шутовки колотят вальками (деревянными брусками) белье; все это, конечно, случается в самую полночь:
– А то пойдешь на речку в двенадцать часов ночи, а они (русалки) колотят вальками – выходят на мостки и колотят белье! – так рассказывают о встречах с ними жители Ждамирово.
Кроме того, шутовки любят смеяться и запугивать одиноких прохожих. Например, один мужчина из Потьмы (Карсунский район) как-то переходил мостик, раскинувшийся через местную речушку:
– Они начали ржать – словно лошади, я пустился бежать – они за мной! Я оглянулся, а они кричат: «Что, догадался? Убег все-таки!» – делится своими страшными воспоминаниями наш собеседник.
В Кадышево же нам рассказали о более серьезном столкновении с этими существами.
– Я вдетстве была любительница рыбной ловли: ходили с бреднем. Пошли мы как-то с матерью бродить ночью на речку, и вот собралась туча, пошел дождик – как из ведра. Вдруг слышу: хлоп-хлоп! Женщина какая-то длинная, косматая бегает по воде. Мать меня схватила за руку: «Бежим скорее! Она догонит
– убьет!» Мы – наутек!
Человек при столкновении с агрессивно настроенными шутовками может попытаться защитить себя: к примеру, в Княжухе (Сурский район) говорили о том, что можно ударить напавшую на тебя русалку кнутом, тогда она испугается – и в воду. Но более верное средство, разумеется, – молитва. Вот любопытная история про тракториста из Потьмы:
– У меня сын плугарил. А у нас здесь недалеко Голощапов ключ – он поехал туда, чтоб воды набрать. Ну, подъехал к ключу, остановил трактор, стал наливать: ведро почерпнул – вылил. Второй раз подошел, а там девка стоит: ка-ак, говорит, она меня схватила и окунула в воду! Насилу выбрался, залез в трактор – не помнит себя со страху. Начал заводить трактор – тот фырчит, а ни с места. А девка на плугу сидит да смеется! Только он проговорил: «Господи Исусе Христе!» – так трактор и покатился!».
Еще рассказывают, что русалки могут предсказывать плохие времена: так, в Новосурском рыбак видел женщину, сидевшую на коряге; она раскачивалась и повторяла: «Что ни год – то хуже!».
– И точно так оно и есть! – заключает рассказчик.
Откуда же они взялись?
Наши собеседники рассказали о нескольких версиях происхождения шутовок. Первое место по распространенности занимает следующая «гипотеза»: русалки -это дети, проклятые собственными родителями. Имеется в виду, в частности, поверье о «неурочном часе»: если мать, разозлившись на свое чадо, в сердцах скажет: «Чтоб тебя черти забрали!» – и придется это на «неурочный час», то ребенок непременно пропадет (его могут и подменить). Вот из подобных-то детей и вырастают со временем длинноволосые женщины, расчесывающиеся гребнем на камнях (мальчики-хулиганы как-то, вероятно, избегают этой незавидной участи).
Другая версия (более романтическая) связана со вдовами-утопленницами или девушками, которые утопились после того, как их бросил возлюбленный (о последнем варианте происхождения мне рассказывали в селе Княжуха Сурского района).
Наконец, некоторые сообщают, что русалки появились еще в библейские времена – после того, как утонуло войско фараона, гнавшееся за Моисеем и его соплеменниками.
И пугали, и шутили.
Кстати, в ульяновских селах не только рассказывали различные истории о встречах с необычными «водными женщинами»: поверья о русалках могли использоваться и в воспитательных целях. К примеру, старшее поколение прекрасно помнит, что шутовками матери пугали их в детстве, чтобы они не ходили купаться на речку (боялись, что детвора утонет).
А вот в Бахметьевке и в Кадышево женщины во время полевых работ могли разыгрывать своих подружек, наряжаясь русалками.
– Одна вот была шутница: она раскосматится, разденется догола и выходит из лесу. А в лесу мы обедали во время работ: там прохладно. Ну, бабы сначала испугаются, а затем смеются. Говорят, что русалки ведь тоже космы распускают!
Таким образом, поверья о русалках могли использоваться и для своеобразных розыгрышей.
Эпилог
Конечно, о русалках сейчас помнят только сельские старики, да и то – далеко не все. Однако в свое время о них поговаривали и симбирские горожане – именно об этом свидетельствует упомянутая книга фольклориста Д.Н. Садовникова. Не привлекательнее ли образ Марины-русалки, симбирской вдовы-красавицы, чем персонаж детских сказок Колобок? По крайней мере, «специфически ульяновского» в Марине точно на порядок больше.
Евгений Сафронов
При написании статьи использовались материалы из личной коллекции автора и фольклорного архива кафедры литературы УлГПУ