Владимир Жириновский, издавна неравнодушный к проблемам воинской службы, на днях заявил в Твиттере: «Предлагаем отменить призыв в армию! Только на добровольной основе и по контракту. Это один из пунктов программы ЛДПР…»
Едва ли это заявление вызвало бурную реакцию, но и без обсуждения не обошлось – споры о «призыве» в демократической России не утихают уже много лет. Радикальные заявления известного политика можно оценивать как угодно, однако этот краткий «твитт» заставил вспомнить, что проблема комплектования Вооруженных сил Российской Федерации не самая простая. В одном только Ульяновске ежегодно из более чем 8000 молодых людей призывного возраста на реальную службу поступают только 1 500, менее четверти… Такова ситуация и во всей стране. Статистика – вещь безжалостная.

Официальные источники высказывание Жириновского прокомментировали следующим образом: «Последние годы в Вооружённых силах России происходят большие изменения, в том числе и в принципе комплектования частей. Однако о полном переводе на контрактную основу говорить преждевременно. Данным решением, если оно будет принято, мы отнимем у молодых людей возможность почувствовать свою причастность к делу защиты Отечества. Это решение является антипатриотическим. К тому же на сегодняшний день переход на контрактную службу может поставить под угрозу безопасность страны – ведь призыв в армию осуществляется прежде всего с целью обучения молодых людей военно-учетным специальностям для пребывания в запасе. В случае войны мы сможем поставить под ружье из запаса огромное количество бойцов. Таким образом, мы за то, чтобы юноши 18-27 лет получали, помимо прочего, военную специальность».

За сохранение призыва и независимый политик Геннадий Бударин, который считает,что каждый человек,живущий в нашем государстве, если он считает себя мужчиной обязан пройти через армейские казармы. По его словам, начинать стоит со своих детей (а никто из детей Владимира Вольфовича, кстати, так и не служил). Тем не менее, он согласен с тем, что переход на контрактную основу поставит под угрозу безопасность страны. “Более того, – считает Г.Бударин, – она уже под угрозой, ведь за год человек в принципе не может освоить современную сложную боевую технику». По его мнению, срок службы вообще стоит увеличить до прежних двух лет. «Почему в Израиле служат, а у нас не хотят? К тому же в Израиле служат гораздо дольше. Ратный труд всегда был востребован, люди гордились службой в армии».

С политиком, как ни странно, согласна и председатель Ульяновского Комитета солдатских матерей России Наталья Кузяшина. Она считает, что переходить на профессиональную, контрактную, хорошо оплачиваемую армию рано, поскольку «старые мосты» рушить не следует. Однако, по ее мнению, многие армейские проблемы предстоит еще решить. «Давайте обеспечим ту армию, которая у нас сейчас есть, – продолжает она, – в воинских частях все еще процветает дедовщина, а ребята, уходящие на Дальний восток, болеют– лечить их нечем. Солдаты лежат в санчасти по два-три месяца. Снабжение никакое! О какой профессиональной армии можно говорить?»

Молодежное отделение партии «Яблоко», напротив, уверено, что армия должна быть добровольной. По их мнению, сейчас на службу идут в основном представители бедных семей – те, у кого есть такая возможность, «военники» покупают, то есть попросту “косят” от армии. Как заявил нам представитель партиии, армия должна быть добровольной и за службу в ней должны платить хорошие деньги. “Я не считаю, – сказал представитель партии, – что переход на контрактное комплектование приведет к снижению обороноспособности государства. Давно пора перейти от количества к качеству. В армии должны служить только профессионалы».

Не сходятся во мнении и сами призывники. Одни категорически против обязательного призыва и предложение лидера ЛДПР им импонирует. «Если Жириновский подтвердит эту позицию по «ящику», во всеуслышание, – заявил мне знакомый призывник, – то можно считать, что мой голос он завоевал». Другие отмечают, что служба в России не имеет ничего общего с теми страшилками, которые про нее любят рассказывать, и что пройти через эту «школу жизни» обязан каждый здоровый молодой человек.

Впрочем, сегодня в России работают обе схемы. Три года назад был начат набор на контрактную службу, но на сегодняшний день, по мнению представителей того же комитета солдатских матерей, он полностью сошел на нет, оказался несостоятельным. Армия комплектуется практически исключительно призывниками, но и эта схема в нынешних условиях далека от идеала. Так что вопрос о пресловутых повестках, преследующих самую перспективную и радикальную часть молодежи два раза в год еще предстоит решать и политикам и государственным деятелям. А пока, как говорится, кто может – “косит”, кто не может – служит…

Андрей Творогов