При большом стечении публики открылись на прошлой неделе в нашем городе две выставки из Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Они прибыли из российской столицы благодаря совместному с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» проекту «Мост» – победителю Всероссийского конкурса «Современная культура России на территории Ульяновской области». В минувшем сентябре уже состоялось знакомство ульяновцев с самой первой из серии выставок этого проекта из того же Бахрушинского музея. Ее экспозиция тогда посвящалась выдающемуся художнику-сценографу Давиду Боровскому.
Выставка «Златой век Екатерины II в искусстве сценического костюма» в музее «Симбирское купечество» стала продолжением музейного сотрудничества. На ее открытии 27 октября предметом заметного ажиотажа стала копия роскошного венчального платья Екатерины II, еще более блиставшего стразами и серебряными нитями вышивки под вспышками фотоаппаратов журналистов и посетителе.
В подобном галантном наряде в 1745 году сочеталась браком с наследником трона Российской империи Петром юная хрупкая – 42 сантиметра в талии! – курляндская принцесса, в гардеробе которой на тот момент имелось всего-то три платья. Но пройдут годы, и двор Екатерины Великой будет поражать своей роскошью Европу.
Копию этого торжественного одеяния будущей русской императрицы по оригиналу, который хранится в Оружейной палате, создали студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ. В отличие от подлинника XVIII века, тяжелого от ткани с серебряной нитью и вшитых бриллиантов, «новодел» по весу значительно легче, поскольку сшит из современных материалов, и стоит, соответственно, – несоизмеримо меньше. Тем не менее, по словам заведующей кафедрой сценического костюма Школы-студии МХАТ Эмилии Герц, это платье за 300 тысяч рублей готов приобрести один из столичных музеев.
Выставка интересна тем, что знакомит с «кухней» создания подобных костюмов. Из каких элементов состоит кринолин, можно понять, глядя на манекены с фрагментами старинных конструкций лифов и юбок. Что касается вышивки старинных нарядов, которой было в изобилии и которая отличалась большим разнообразием орнаментов, то она представлена на эскизах, выполненных студентами с помощью… монтажной пены.
С другой сферой театрального искусства можно было познакомиться 28 октября в «Выставочном зале на Покровской». Экспозиция «Театр художника.
Художник в театре.» представляет эскизы и макеты декораций, эскизы костюмов и сами костюмы таких известных московских театральных художников, как Ирина Балашевич, Евгений Никоноров, Виктор Делог, Татьяна Спасаломская, а также их коллег из Ульяновска Анатолия Клименко, Ольги Соломко, Дмитрия Аксенова и Дмитрия Бобровича.
Весьма уместным на открытии выставки оказался маленький живой спектакль-фантазия на тему блоковского «Балаганчика» в исполнении будущих актеров – студентов УлГУ. Свое представление они разыграли на специально сооруженном к этому случаю подиуме с декорациями московской художницы Татьяны Сельвинской.
Безусловно, проект «Мост» раздвигает границы музейного пространства. Благодаря ему музей становится немного театром. Театр же, благодаря музеям, имеет возможность «остановить прекрасные мгновенья» своих самых лучших спектаклей.
Ирина Морозова