Мария Свешникова
“Жаль, что у вас нет виолончели с собой, только диктофон” – 13-летний композитор и пианист Данил Логинов из Ульяновска с сожалением взмахивает рукой, стараясь изобразить в воздухе движения смычка по струнам. Мы сидим в микроскопическом классе Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, где едва умещаются три стула и рояль. Данил только закончил играть на II туре XII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов “Щелкунчик”. И по своей игре и по выставленным ему балам понял – в финал он не пройдет.

Но юный музыкант мужественно переносит “неудачу”, да и разве можно считать неудачей то, что мальчик – единственный за всю историю Ульяновска дошел до II тура. Да еще сидящая рядом с Данилом бабушка Любовь Алексеевна не устает ему напоминать, что “поражения закаляют характер”. Ей вторит преподавательница по фортепиано Наталья Николаевна Столярова, бережно держащая незрячего мальчика за руку. Вместе они пройдут через это испытание и будут двигаться дальше: Данил уверен, что он станет профессиональным музыкантом.

Логинов уже 7 лет играет на пианино. Впрочем, фортепиано – второй инструмент мальчика. “Все началось с баяна, я стал на нем играть, когда мне было около 5 лет. Я захотел стать музыкантом, и меня отдали играть”, – Данил откровенен, искренен. И он – прекрасный рассказчик, остается только слушать, да изредка задавать “наводящие” вопросы. “Потом мы переехали в Ульяновск, и в 6 лет я пошел на фортепиано”.

Мама сразу присмотрела сыну преподавателя. Выбор пал на Наталью Столярову, занимавшуюся с ребятами в Детской школе искусств №11. И огорошила установкой: преподавательница должна помочь мальчику стать профессиональным музыкантом. “Я принимать не хотела, сомневалась – страшно было. Я даже посоветовала им пойти в интернат, там тоже учат играть на музыкальных инструментах”, – улыбаясь, вспоминает те дни Наталья Николаевна. На что мама дипломатично, но твердо сказала: “Давайте попробуем”. Столярова как-то сразу успокоилась и ответила: “Давайте”. А Данил – мальчик с живым юмором – хохочет: “Уже и не помню, как прошел наш первый урок, а в целом мне хорошо”.

Началось самое трудное: постановка рук, когда Наталья Николаевна клала кисть мальчика на свою и так заставляла заучивать движения. Потом долгие занятия: “Наталья Николаевна приносила новое произведение, и мы его постепенно разучивали на слух. Она играла сначала одну руку, потом другую. Страницу выучим, и обеими руками закрепляем. Дома мне мама помогает, она не музыкант, но закончила музыкальную школу”. Относительно недавно Логинов стал учиться записывать ноты по системе Брайля: “У нас шрифт состоит из точек и тетрадь толстая, не такая, как у зрячих”… Данил с таким удовольствием рассказывает, как он записывает музыкальные произведения понятными ему символами – точками, что подтруниваю: “Что проще – записывать и учить по нотам или играть на слух, после того как Наталья Николаевна поможет?” Он задумывается на секунду: “По нотам надежнее – вдруг я забуду, а рядом никого не будет, кто сможет мне напомнить”.

Вокруг Данила царит удивительная атмосфера любви, заботы и веры в его будущее. Мама, бабушка, учителя… а еще очень помогла юному музыканту встреча с незрячим композитором из Уфы, заслуженным деятелем искусств Салаватом Незаметдиновым. Благодаря этой встрече мальчик принялся учить нотную грамоту по Брайлю. Кроме того, Данил не устает благодарить творческого наставника за то, что тот “подготовил меня не только как музыканта, но и к жизни. Он объяснил, что у меня не всегда может быть все хорошо в жизни, может быть тяжело”. Незаметдинов оставил мальчику свой контакт в скайпе, сказав, что ему можно звонить как только понадобится помощь. Во время беседы Данил признался маэстро, что занимается 2 часа в день. “Маловато”, тактично ответил Салават Ахмадеевич, теперь Данил работает больше, бывает, что и по 4 часа. Смеясь, вспоминаю, с каким трудом заставляла себя дома заниматься на виолончели: “А ты ленишься, тебя надо заставлять?”. Данил тоже смеется: “Иногда. Но если какое-то время ленюсь, то потом стараюсь заниматься серьезно”.

И ведь не лукавит, Логинов давно играет программу во многом превосходящую ту, что разработана для учеников 7-го класса. Но этим летом он и вовсе трудился, не покладая рук: решил, что настала пора попробовать свои силы на конкурсе “Щелкунчик”. Кстати, “Щелкунчик” – далеко не первый музыкальный конкурс, в котором участвует Данил, но, безусловно, самый серьезный: уж очень высок уровень допущенных исполнителей. К разговору присоединяется учительница: “Щелкунчика” мы обычно смотрели по телевизору, и в этом году решили попробовать послать свою запись. Мы очень хотели попасть, и много готовились. А потом я наш диск послушала и подумала: не пройдем. Звонила в Москву, узнавала, когда будут списки, и мне ответили, что их можно будет посмотреть в интернете. Долго ждали ответа, и уже даже решили, что не попадем”. Наталья Николаевна даже думать забыла о конкурсе, помнила мама. И в день, когда должны были объявлять результаты, она зашла на сайт и обнаружила сына в списке конкурсантов. В результате потрясающий успех – Данил Логинов дошел до II тура.

Оставалось лишь выяснить, отчего мальчик, играющий на баяне и фортепиано “страдает” по виолончели, на которой я когда-то играла. Оказалось, что Данил Логинов не только музыкант, несколько лет назад он начал сочинять музыку. Для начала придумал музыкальную сказку и в 2008 году поехал с ней в Самару на конкурс молодых музыкантов имени Дмитрия Кабалевского: “Я ее рассказывал и, одновременно, играл. Сказка помогла пройти в следующий тур”. Тогда в номинации “Композиция” ученик 5 класса ДШИ занял II место в конкурсе, где состязались, в основном, студенты музыкальных колледжей, училищ и консерваторий.

“Потом я послушал музыку наших композиторов, услышал как звучат колокола у Мусоргского, и мне пришла в голову пьеса “Русь”. Я хотел, чтобы в ней тоже звучали колокола, чтобы было слышно, как на Русь нападали. С этого момента начались серьезные занятия композицией. Мы продумали, что и как сделать. Я выступал с моей пьесой на конкурсе юных композиторов в Ульяновске, а потом поехал в Питер на фестиваль “Окно в Европу”. И, хотя юный композитор получил за свое произведение I место, как каждый заправский музыкант он видит свои недочеты и понимает, что мог написать произведение лучше.

Сейчас для “лучше” Данилу просто необходима виолончель: ему надо поводить смычком по струнам, почувствовать, как дышит инструмент под руками, понять, как рождается бархатный голос инструмента. Да вот беда, в Детской школе искусств, где учится Логинов, нет ни одной виолончели. Сожалеет об этом и Наталья Николаевна: ведь за все 20 лет ее преподавания, Данил – первый одаренный и по-настоящему работящий мальчик, твердо идущий к намеченной цели. А потому – единственный, с кем она ездит по конкурсам.

Сочувственно киваю – жаль, что у меня с собой диктофон, а не виолончель. И обещаю, что, когда он вырастет, обязательно приду на концерт Данила Логинова музыканта и композитора.