Не случайно так говорят. В старину город всегда начинался с церкви. Не было такого, чтобы храм воздвигали на окраине. В храм действительно вели дороги, люди шли сюда со своими бедами и радостями. Церковь была центром любого поселения. Позднее эти здания, отражающие нашу национальную культуру, были уничтожены или реконструированы: на месте храмов воздвигались театры и клубы. Появились новые очаги культуры.
Арское – одно из немногих сел, где центр сохранил свое историческое лицо. Благодаря отцу Алексею (в миру Алексей Васильевич Кормишин) и неравнодушным людям была не только отреставрирована построенная три с половиной века назад церковь Богоявления Господня, но возведен целый храмовый комплекс. Вот где действительно убеждаешься в силе Божией благодати, живущей в церкви.
– Церковь – это не просто красивое здание, это собирающиеся люди, – объясняет значение термина настоятель храмов Богоявления Господня и Ксении Блаженной отец Алексей. – В переводе с древнегреческого языка буквально – собрание людей во имя чего-либо. Если – во имя Бога, то называется церковь Божия.
Немного истории
В 1649 году в селе Арское был построен храм Богоявления Господня. Он является памятником истории и культуры, а также старейшим храмом Ульяновской области. В 1906 году при церкви открылось Братство в честь Священномучени-ка Харалампия. Почетным членом Братства стал прославленный ныне в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский. Тогда и появилась в храме икона Святого Харалампия, которая и поныне оберегает Арское от бед, ненастий и болезней.
После революции «за антисоветскую деятельность» были расстреляны священники Богоявленской церкви. Здание сначала использовалось в качестве склада, потом здесь открыли механическую мастерскую, а потом и вовсе забросили. Долго храм Богоявления Господня шел к нам по глубинам времени. Закрытый в 1926 году, он был возвращен верующим лишь в начале 2000-х.
Как же несказанно повезло храму, что его судьбой заинтересовался священнослужитель Алексей Корми-шин, осевший в здешних краях. Бывший архитектор, к православию он пришел уже в зрелые годы. По его проекту построен храм на улице Шолмова в Засвияжье. Всего же он проектировал 12 храмов. Параллельно с реставрацией Богоявленской церкви занялся возведением храма Блаженной Ксении Петербургской. Видно, самому Богу было угодно, чтобы все задуманное свершилось.
– Когда я пришел в Арское в 2002 году, здесь был пустырь, – вспоминает отец Алексей. – Храм был настолько запущен, что ни один специалист не брался за его восстановление. Словом, забытый Богом уголок: ни дорог, ни моста, постоянно бандитские разборки. Я просто ужаснулся. Но решил, что сделаю всё, чтобы вернуть былую красоту. Ни денег, ни строителей не было. И только благодаря энтузиастам и поверившим в меня людям мы начали восстановление храма. Основными помощниками по строительству у меня были беспризорники, бездомные.
Не самолюбие двигало священником, а искренняя вера в силу Божию, которая зажгла сердца окружающих.
– Людям некуда податься с душевным дискомфортом. Они сплошь и рядом остаются один на один со своими проблемами. А здесь, в благом труде они нашли себя. Я насильно никого не принуждал, люди сами тянулись сюда, – рассказывает настоятель храма.
Божественные знаки
Во время реставрации наблюдались чудесные явления: согнутый кованый крест главного купола немного выпрямился, что было отмечено всеми прихожанами, а также строителями, а когда начали возводить строительные леса вокруг храма, внутри на стенах, которые были черными от копоти, стали проявляться фрески святых ликов и появляться новые, невидимые до сих пор. Фрески эти уникальны, глубоки по смыслу.
Сегодня храм Богоявления Господня гордо демонстрирует свои обновленные стены, сияет новенькими крестами и манит послушать колокольный перезвон.
Храм Блаженной Ксении Петербургской
Параллельно с реставрацией в июле 2002 года настоятель отец Алексей приступил к разработке проекта нового хра-ма рядом со старым. Его строительство велось «во Славу Божию», без целевого стабильного финансирования. И уже 17 апреля 2003 года по благословению Владыки Симбирского и Мелекесского Прокла иерейским чином был освящен храм Блаженной Ксении Петербургской.
– Это – настоящее чудо, – с восхищением говорит отец Алексей. – С той поры, как я забил первый колышек в землю, прошло всего 9 месяцев. Словно младенца мы выносили этот храм. Средства на строительство – это только пожертвования прихожан. Здесь есть старинная, очень сильная икона Ксении Петербургской. Она исцеляет искренне молящихся от недугов, а родителям посылает детей.
Из-под храма Блаженной Ксении Петербургской вытекают семь родников, которые, объединяясь, образуют святой родник Ксении Блаженной. По благословению батюшки на нем устроили две купели: одну – для набора питьевой родниковой воды, другую – для купания при крещении. Эта крестильня с единственным в Ульяновской области баптистерием (особой купелью для крещения людей полным погружением), устроенным с соблюдением всех православных канонов. Как Иисуса крестили в водах реки Иордан, так и здесь вода постоянно очищается, а «с грехами» уходит в реку Сель. Перед крещением, которое проходит каждую субботу, настоятель храма проводит экзамен для воспреемников: читает молитвы, рассказывает о Боге.
Также на роднике Ксении Блаженной в особые дни проходят молебны. Не раз отмечались случаи оздоровления и исцеления. Для получения просимого обязательно нужно посетить храм, заказать молебен, поблагодарить Бога за Его милосердие и любовь к нам.
Никольский родник
Почти в 100 метрах от храмового комплекса находится почитаемый в народе Никольский родник. Такое название дали ему люди. По свидетельствам многих очевидцев на этом месте в 1943 и в 1944 годах неоднократно происходило явление Святого святителя Николая Чудотворца. Местные старожилы рассказывают про то, как во время Великой Отечественной войны, когда мужчины воевали на фронте, женщинам окрестных сел приходилось нести на своих плечах весь груз тяжелой мужской работы. В зимнее время не хватало дров для отопления домов. По ночам, взяв с собой топорик и санки, ходили женщины за дровами в Арский лес. Здесь они часто видели святого старца. К некоторым из них он подходил, разговаривал, другим помогал тащить санки с хворостом. А после войны на этом месте появился родничок. Жители окрестных сел приходили сюда за водой, молитвенно благодарили святителя Николая и просили его помощи в своих нуждах. Впоследствии все, встречавшиеся с этим старцем, узнавали его на иконе святителя Николая.
Всё свершается с Божией помощью
Это удивительное место. Светлое помещение храма, приветливые люди, тишина… Встречают здесь каждого как родного, с теплотой. Всем прихожанам батюшка уделяет внимание, а их так много! Работает с детьми-сиротами, инвалидами, воинами-афганцами. При церкви создается православный духовный центр, куда, помимо храмов, войдут больница, центр психологической помощи, школа, мастерские, жилые помещения. Что-то уже существует, что-то в процессе.
– Строимся так: кто кирпичик принесет, кто копейку, кто еду, – делится батюшка. – Благодаря нашим прихожанам мы за 5 месяцев построили киноцентр. Это тоже – чудо. Здесь мы проводим духовные чтения, показываем людям одухотворенные фильмы.
Также при комплексе храмов с 2006 года работает церковно-приходская школа, которую посещают не только подростки, но и дошкольники. Здесь дети познают основы православной культуры, а также занимаются рукоделием, танцами и музыкой.
– Мы постоянно проводим разные мероприятия, чтобы уже с раннего возраста дети познавали православную культуру, – рассказывает директор церковно-приходской школы Марина Александровна Евстигнеева. – Например, недавно проводили мастер-класс по изготовлению птиц из различных материалов. Вместе с этим рассказывали ребятам, чему они могут поучиться у этих божьих созданий. У лебедей – любви и верности, у соловья – скромности, у совы – мудрости. А еще, любая птица славит Бога с раннего утра. Поэтому, хотя они не пашут и не сеют, Господь им дает все.
Работает при церкви и музей русской православной культуры, в котором хранится уникальная книга – сборник проповедей богословов 1647 года. То есть, она на год старше города Ульяновска. Это – настоящая жемчужина музея. Кроме того, есть экспозиция икон и крестов 16-20 веков.
– Крестики и иконы мы собирали по всей области, – делится руководитель исторического клуба «Засечный полк» Павел Александрович Нестеров. – Активное участие принимали сельчане. У нас представлены и женские кресты, которые называют еще листиком, и мужские. Создаем третью витрину, где выложим первые денежные единицы, которые появились на территории области. Также планируем создать макет культурных слоев разных веков. Например, как выросла деревня в 17 веке.
Как правильно вести себя в церкви
Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему, не знает он, как поприветствовать священника, как к нему обратиться.
А ведь никаких трудностей нет. Христиане – одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности.
«Брат», «сестра» – наилучшее обращение к мирянам. А к священнику – «Батюшка» или «отец». Обычно после слов «отец» добавляют имя, например «отец Алексей».
Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение. Для этого, подходя за благословением, мы совершаем поясной поклон и складываем руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем благословившую нас руку.
Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.
Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения.
Кроме того, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас.», «Благодать Господа нашего.», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ верующие смиренно преклоняют головы, не складывая рук.
Если же священник осеняет верующих священными предметами – Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, они сначала крестятся, а потом делают поклон.
Вера Виноградова