Николай РОМАНОВ
Всем, пожалуй, известна непреложная истина, что добрый пример отцов непременно в той или иной мере влияет на будущее детей, на образ их жизни и мыслей…

Старая притча

Начну с маленькой сказки, а вернее – с притчи. В давние времена, умирая, отец сказал сыновьям (а было их у него, кажется, восемь молодцов-богатырей): «На поле, на котором я трудился всю жизнь, на котором и вы втянулись в крестьянское дело, закопан богатый клад, вот только где – не припомню, постарайтесь-ка, ребятушки, отыскать его, всю жизнь не будете бедствовать». Со всеми почестями похоронили дети батьку своего, а как пришла весна, взяли они в крепкие руки лопаты и несколько раз глубоко, вдоль и поперек, не преклоняясь перед усталостью, перекопали отцовское поле, но клада не нашли.

Поразмыслили, что перед кончиной родителю что-то почудилось (бывает такое с людьми в конце пути на этой земле). В положенный срок посеяли молодцы-богатыри на великолепно вскопанном поле пшеничку, а пришло время жатвы – все в селе, от мала до велика, только всплескивали руками: «Вот это урожай!» Каждый колос, отяжеленный крупным зерном, клонился долу. Один из сыновей, перевязывая сноп скрученным из той же пшеницы поясом, воскликнул: «А я догадался, про какой клад говорил нам отец. Вот он – в моих руках!» С той поры парни никогда не забывали наставленье отца – с любовью, до седьмого пота, работали они в поле, возделывая землю до лебяжьего пуха, и каждый год эта земля благодарила их за горячий труд тучным колосом, и ни разу не знали они бедного дня.

Огневая жизнь

– В моей жизни забот, конечно, было много, – сказал мне как-то Дамир Шарипов, – но о каких-то крупных событиях ничего что-то не припомню. Вот если бы в свое время журналисты с моим отцом завели знакомство – тут другой разговор. Его жизнь хоть и короткой была, но огневой.

Выходец из батрацкой семьи, Исмагил Гилязович в 1918 году ушел из родного села Татарский Калмаюр в ряды Красной Армии. На фронтах гражданской войны служил пулеметчиком бронепоездов. После демобилизации в 1923 году вернулся на Волгу, организовал в своем селе первую комсомольскую ячейку. Учился на рабфаке в Коломне. Создал в Тат. Калмаюре курсы трактористов. Пахал за околицей поле, как сказали бы сегодня, на тракторе-иномарке «Фордзон». Руководил первой тракторной бригадой. Заочно окончил педагогический техникум. И тут нельзя сказать, что Исмагила Шарипова судьба кидала, куда хотела. Просто тянуло все попробовать, испытать на себе. Хотя и трудно представить, но попытаемся: бывший батрак заходит в школьный класс. Да, это началось, это было в селе Старая Тюгальбуга Новомалыклинского района. Здесь Исмагил Гилязович не только учительствовал, но и был директором школы. С его помощью ребята постигали и азы грамоты, и азы новой жизни. Стихи Габдуллы Тукая зачарованно слушали всей деревней. На посевную, на жатву шли дружной гурьбой, непременно с песней. Молодое, задорное было время!

В Старой Тюгальбуге в семье Исмагила Шарипова родился сын Дамир. Добрая молва об Исмагиле Гилязовиче не пешком, а на крыльях быстро улетела далеко за околицу. Семья Шариповых перебирается в село Елховый Куст, в котором отец был назначен директором школы и избран председателем местного колхоза. Вот такая хорошая участь: человек учит уму-разуму детей тех, с кем работает рядом, рука об руку. Неописуемую радость доставляли мальчику Дамиру походы с отцом в поле, здесь, на сельском просторе он постигал без всякой натуги мудрость всех крестьянских наук, что скажется на пороге юности в выборе профессии.

А над страной запылал пожар войны. В первые же дни лихой годины Исмагил Шарипов ушел добровольцем на фронт. Был ранен, демобилизован. Не успел толком поправиться, как пришло печальное известие – погиб его младший брат. Никто не смог сломить его решения, второй раз он уходит добровольцем на Великую Отечественную. На этот раз вернуться домой ему не было суждено. Геройски погиб удостоенный многих боевых наград вечный солдат Исмагил Шарипов. Но его пути-дороги не оборвались совсем на этой трудной земле. На эти дороги встали его дети, до сих пор свято хранящие память об отце.

Следуя заветам

Неуютно как-то стало жить Шариповым вдали от родных мест. Мать, Хусна Джалялетдиновна, все чаще говорила своим детям, что надо перебираться в Тат. Калмаюр, ближе к своим. Там, глядишь, кто-то и куском хлеба поделится, семья-то не два, три человека, а семь. В 1943 году переехали на свою малую родину. Правда, и здесь было туго, почти весь колхозный хлеб уходил на фронт. К весне 1945 года в доме Шариповых не было даже единого сухаря. И пошел тринадцатилетний Дамир по распутице за десять километров в село Андреевку. Там колхозом им. Молотова руководил умный, рачительный человек – Терентий Алексеевич Чагров, ставший после войны депутатом Верховного Совета СССР, Героем Социалистического Труда. С порога Дамир сказал Чагрову: «В Калмаюре моя мать и пять сестер пухнут с голоду, помогите». Домой Дамир вернулся со спасительным узелком муки за спиной.

За юными плечами осталась десятилетка. В латаной одежке пришел Дамир Шарипов на экзамены в Ульяновский сельхозинститут. Выбрал агрономический факультет. Другого шага он, пожалуй, и не смог бы сделать. С той, недалекой еще поры, как только стал осознавать себя, вокруг него были, казалось, беспредельные поля, речки, с таинственной прохладой извилистые овраги, и все это воспринималось как живое, дышало ветром и листвой, даже в своеобразных посвистываниях сусликов над степью слышалось что-то родное, как само детство. Экзамены сдал неплохо. Студенческую практику проходил в колхозе, где в то время председательствовал дядя – Шакир Гилязович. Нет, не поблажек искал он у родственника. При своей тихой стеснительности, рядом с родным человеком, который во многом напоминал отца, хотелось узнать побольше, услышать откровенье о хлебопашцах, о земле.

После института с хорошими теоретическими и практическими знаниями стал работать агрономом в колхозе «Красная заря» Старокулаткинского района, затем главным агрономом Зарыклейской МТС. Как знаток сельскохозяйственного производства, умеющий находить общий язык с людьми, Дамир Шарипов был замечен в районе. Так поначалу его выдвинули на комсомольскую работу, потом в аппарат райкома партии. При его прилежности и старательности на всех участках рядом с ним всегда были люди постарше, как наставники они доброжелательно, ненавязчиво привносили в его жизненный багаж крупицы чего-то нового: не руби сразу с плеча, разберись во всем спокойно, не горячась, любое решение обмозгуй со всех сторон.

Однажды зимой, к вечеру разыгралась лютая метель. От Озерок до поселка Мирный на трассе Димитровград – Ульяновск на глазах стали расти сугробы. Вся идущая техника застряла в них крепко. Особенно сложно было с автобусами, люди ехали из Самары, из Димитровграда. Водители старались поддерживать тепло в салонах, но сильный ветер проникал в любую щель, да и бензин в баках кончался. Дамир Исмагилович со всей райкомовской и райиспокомовской командой размещал пассажиров в здании райкома, средней школы. Быстренько приготовили горячий чай. И во все близлежащие хозяйства была дана команда – выгнать всю специальную технику на расчистку трассы.

Вот такой наш современник Дамир Шарипов, обладающий драгоценным кладом – глубоким уважением к людям. В октябре ему исполнилось 80 лет.