В Ульяновск пришла зима. Кто-то скажет «наконец-то», а кто-то с грустью посмотрит на заснеженные улицы. Наверняка к таким относится и большинство автомобилистов, ведь не зря первые дни настоящей зимы по традиции называют «днями жестянщика». Это подтверждают и сводки ГИБДД – количество мелких ДТП за прошедшие сутки выросло по сравнению с аналогичными показателями за прошедшую неделю почти на треть, что сразу привело к серьёзным пробкам в разных частях города. Как же автомобилистам избежать проблем в первые дни зимы? С этим вопросом мы обратились к нашим постоянным экспертам по автомобильной теме – директору курсов вождения «Мастер-Драйвер» Александру Сапожникову и мастеру одного из сервисов Ульяновска Владимиру. Володь, с чего надо начинать подготовку автомобиля к зимнему сезону? С себя. Надо не забывать, что зима имеет свойство наступать незаметно, а значит к ней надо готовиться заранее, не надеясь «на авось». Сейчас такие пронадеившиеся очереди в шиномонтажки занимают на три дня вперед. Как говорится, пока гром не грянет, поп не перекрестится. А когда надо было задуматься об «обувке по сезону»? С первыми заморозками. Как только ночью ударяет минус, пора озаботиться зимней резиной. Это как минимум. Но ведь в этом году ночные заморозки сочетались с приличным «плюсом» днём. Не вредно ли это зимней резине? Многие по сухому асфальту на ней стараются не ездить, поберечь. Никто и не говорит, что надо сразу «обуваться». По хорошему, надо иметь два комплекта смонтированных колес – зимние и летние. И именно зимний комплект приготовить заранее, а уж в нужный момент быть во всеоружии. Если же такой возможности нет, то ничего страшного не произойдёт и с зимней резиной за неделю-другую езды «по сухому». Тут главное перейти на зимний плавный стиль – резко не разгоняться и не тормозить. Тогда и резина будет в порядке, и к «дню жестянщика» вы уже будете морально подготовлены, выработав нужный стиль вождения. А что ещё надо проделать с автомобилем перед зимой? В любом автомобильном «букваре» этот вопрос рассмотрен досконально. Как минимум, стоит проверить аккумулятор и заменить масла на зимние, если это предусмотрено инструкцией к автомобилю. Если машина дилерская, то и этой информацией можно голову не забивать, достаточно посетить дилерский сервис и попросить подготовить автомобиль к зиме. А как же рекомендации насчёт картонок перед радиатором, заливки тосола в радиатор и т.д., на которые постоянно натыкаешься, читая про зимнюю езду? Тут можно сказать одно – тому, кто заливает в радиатор воду и подкладывает картоночки или инсталлирует «зимние жиклеры» в карбюратор, наши советы не нужны. Такие «кулибины» справятся и сами, в собственном гараже. Другое дело, если вы купили перед зимой подержанный автомобиль, то обязательно стоит наведаться на сервис и, как минимум, заменить все жидкости. То есть сервис стоит посетить в любом случае? Конечно! Если вы не тот самый гаражный «кулибин», то обязательно! Вообще, к зиме неплохо приурочить плановое ТО. И, естественно, сделать это с умом, то есть заранее. Сейчас снег два дня прошёл, везде уже очереди на несколько дней. Это всё от откладывания посещения сервиса до последнего. Но ведь что-то можно сделать и самостоятельно? Купить щетку и скребок! Можно ещё проверить аккумулятор, но мой опыт говорит, что людей, способных квалифицированно воспользоваться ареометром и мультиметром не так уж и много. Опять же, это в основном «кулибины». Остальным можно посоветовать воспользоваться более простым правилом – если летом или весной аккумулятор был «слабоват», то перед зимой лучше купить новый. Затраты сторицей окупятся за счёт экономии нервов при утренних запусках двигателя. Кстати, о запуске. Нужно ли зимой прогревать двигатель? Если двигатель современный и находится в нормальном состоянии, то прогревать его стоит лишь для собственного успокоения. Большинство же производителей настаивают, что это вовсе не обязательно – потихоньку ехать можно сразу после запуска, «движок» нормально прогреется и на ходу. Впрочем, вреда от прогрева нет, да и экологией у нас никто настолько не озабочен, чтобы считать сколько разных газов из вредных выхлопов «дополнят» ульяновскую атмосферу во время прогрева. Поэтому имеет смысл двигатель всё-таки запускать не после, а перед ежеутренним зимним ритуалом со скребком и щеткой. По крайней мере, хоть немного прогреется салон и отпотеют стекла. Александр, а ты что скажешь по этому поводу? Скажу, что на современных иномарках и на отечественных автомобилях последнего поколения можно не задумываться о прогреве. Нравится – грейте, не хочется ждать – спокойно езжайте, но плавно. Скажу абсолютную банальность, но она почему-то многим неизвестна – двигатель и трансмиссия на ходу прогреваются намного быстрее, чем на месте. Другое дело, если у вас карбюраторное чудо, повидавшее на своём веку нескольких владельцев и разные передряги. Таких «старичков» прогревать стоит хотя бы по причине задубелости многих резинотехнических изделий. При резком старте «на холодную» их может попросту повредить. Такие авто лучше немного прогреть. Прогрели, поехали. Как это делать правильно в первые дни зимы? Никак. Шутка, но со смыслом – я знаю нескольких автолюбителей старшего поколения со стажем «до Луны», которые хитрым образом при первых снегопадах передвигаются на общественном транспорте. Умысел прост – поберечь машину. Способ, конечно, хорош, но не универсален – рано или поздно всё равно на дороги выезжать. А может зимой и не ездить вовсе? Можно и не ездить, но на водительском мастерстве это сказывается далеко не положительно. Можно 50 лет проездить летом в сухую погоду и так и остаться «чайником». А вот ездящие зимой автомобилисты, как правило, более зрелые водители, хорошо усвоившие главное правило контраварийной езды – «думай за дураков». С другой стороны износ автомобиля зимой идёт на порядок быстрее, но не думаю, что активных водителей сегодня это сильно волнует. Так как же избежать аварий? Контраварийная подготовка – это в первую очередь подготовка, грубо говоря, мозгов. Навыки приходят с опытом, их можно шлифовать, а вот правильное мышление – следствие внутреннего подхода к вождению, особенно зимой. Какой же должен быть подход? Достаточно уяснить простую мысль. Зимнее вождение – это в первую очередь напряженная работа мозга, и лишь во вторую – рук и ног на руле и педалях. Правило очень простое – думай за других и всё будет нормально. Хотелось бы конкретных примеров. За ними не надо далеко ходить. Вспомним те же легендарные маршрутки. Их вообще надо бояться как огня, но зимой вдвойне. Зачастую их маневры мало предсказуемы, а за рулём сидят далеко не асы. Типичный пример – раскатанный лед перед остановками. Едите вы себе тихонечко за «Газелью», она начинает тормозить. Ага, остановится, думаете вы и начинаете перестраиваться в левый ряд. «А вот и нет!» – думает «газелист», видя, что махали на остановке не ему и начинает поворачивать. Видит в зеркало вас и бьёт по тормозам. Под колесами в таких местах, как правило, чистый лед, а зимние шины на маршрутках – редкое исключение. Неудивительно, что при повороте тяжелую машину немного разворачивает, но этого «немного» вполне достаточно для скользящего удара. В результате день оказывается испорчен – пару часов ждёте ГИБДД, полчаса оформляете бумажки, слушаете гневный мат окружающих из моментально образовывающейся пробки, потом страховая, экспертиза… Приятного мало! Так что же в данном случае надо было делать? Подумать за другого, предугадать его самое невероятное поведение. Благо, это несложно. В данном конкретном случае достаточно было бы перестроиться до раскатанной остановки. Это, как бы, первый этап понимания. Второй этап – вывод, что за маршрутками зимой лучше вовсе не ездить. Как-то не очевидно и сложно… Есть такая присказка – умные учатся на чужих ошибках, а дураки – на своих. Хорошая присказка, показывает, что опыт можно заработать разными способами. Набиванием собственных шишек или просто внимательно анализируя набивание шишек другими. При правильной работе мозга вполне возможно учиться от обратного. Собственно, про это и речь. Тогда давай ещё конкретных примеров. Их бесконечное количество, так как не существует двух одинаковых дорожных ситуаций, бывают лишь похожие. Если говорить про Ульяновск, то стоит понаблюдать за разнообразными «затюненными» восьмерками-девятками и делать всё ровно наоборот. Там, где «уличные гонщики» шлифуют снежную кашу, стоит ехать максимально плавно, там где детище отечественного автопрома с прямоточным глушителем оглушает окрестности перегазовками на светофоре, надо трогаться чуть позже основного потока и т.д. То есть – наблюдательность и ещё раз наблюдательность? Да. Наблюдательность и плавность. Зимой всё надо делать плавно, в ритме, так сказать, медленного блюза. При таком подходе быстро вырабатывается правильный подход и даже возможные внештатные ситуации не сильно напугают. В заключение хотелось бы поговорить о наиболее опасных местах в нашем городе. Чего в Ульяновске водителю стоит зимой опасаться больше всего? О маршрутках я уже говорил, повторюсь и ещё раз. От них надо держаться подальше, особенно около остановок. Стоит также держаться подальше от «пацанских тачек». Обычно это ВАЗы в не самом лучшем состоянии с глухой тонировкой и элементами «колхозного тюнинга», причём далеко не на зимней резине. Удивительно, но подобные автомобили сами в аварии попадают сравнительно редко, зато из-за них часто бьются другие. Подобные аварии я наблюдал прошедшей зимой еженедельно. Сценарий приблизительно такой – в левый ряд резко выруливает молодой водитель, газует, когда два колеса попадают в колею или на раскатанный участок, автомобиль заносит. Едущий в правом ряду водитель, видя перед собой корму «спешащего», резко бъёт по тормозам и ему в задний бампер аккуратно въезжает следующий автомобиль. В итоге истинный виновник спокойно уезжает. Аналогичные ситуации сплошь и рядом происходят и на светофорах и, в особенности, на выездах из дворов. В остальном же всё зависит от радения коммунальщиков. Если дороги будут чиститься плохо, как было в том году, то традиционно аварийными окажутся улица Радищева, заезд в Новый Город через промзону, Красноармейская и т.д. Трассы же опять «обрадуют» колейностью. Но это отдельный разговор. |
|