Один симбирский помещик, обсуждая в частном письме назначение нового губернатора, писал: «Вообще я не люблю чиновников, но есть исключения». Я тоже не очень люблю вышестоящих начальников, но нынешний директор Ульяновского госархива Людмила Александровна Сомова – исключение.

13 ноября она отмечает свой юбилей.

Вчерашняя школьница Люся Елисеева пришла в архив осенью 1974 года как временный работник, на место ушедшей в декрет сотрудницы. И эта «временная» работа длится уже четвертый десяток лет. Причем – уникальный случай за всю историю архива – Людмиле Александровне довелось поработать во всех без исключения отделах, прежде чем стать начальником она успела помахать кисточкой реставратора и потаскать в хранилищах архивные связки. Лишившись в полугодовалом возрасте отца, Людмила с детства привыкла рассчитывать только на собственные силы. А характера – упрямого, твердого, жесткого (порой даже чересчур) – ей было не занимать. Закончила заочно Московский государственный историко-архивный институт, став вторым в истории архива директором с профильным архивным образованием. Без отрыва от учебы родила замечательную дочь Ольгу.

Ряд лет она возглавляла читальный зал архива, и многие научные труды исследователей-краеведов были бы гораздо беднее без ее помощи. Откроем, например, толстенный том «Церковь в узах» протоиерея Алексия Скалы – среди тех, кому выражается благодарность за предоставленные материалы на первом месте фамилия Сомовой.

Все проблемы и беды архива Людмила Александровна воспринимает как что-то личное. Весной 2002 года в архивохранилище случился потоп – ночью прорвало трубу отопления. Сомова тогда плакала, спасая из воды размокшие дела и газетные подшивки. А когда началась катавасия с выселением архива, затем бесконечные переезды и пустопорожние обещания властей выстроить новое здание – сколько это стоило сил и нервов! Во время самого первого переезда в начале 90-х ее чуть не придавило сложившимся под грузом дел незакрепленным стеллажом – хорошо, что успела сгруппироваться и присесть на корточки – металлические стойки застыли в нескольких сантиметрах над головой.

Во время перевозки документов мы насмотрелись на разных начальников. Иные руководящие мужи стояли в костюмчиках при галстуках, давали «ценные указания» и наблюдали, как архивистки таскают и грузят дела. Сомова же, будучи уже заместителем директора, всегда была в первых рядах грузчиков – в старом халате или видавшей виды фуфайке.

Последний переезд 2009 года сразу в несколько зданий полностью лег на ее плечи. Людмиле Александровне пришлось возглавить архив из-за болезни директора и командовать как своими коллегами, так и бригадами мужиков, присланных с биржи труда.

Казалось бы, в условиях такой кочевой цыганской жизни не до культурных проектов. Но именно в эти годы активизировалась экспозиционная и издательская работа архива. Причем выставки получали высокие оценки, а печатные труды собирали урожай областных и российских дипломов. Мне посчастливилось работать с Людмилой Александровной над несколькими книгами. В том, что касается работы, Сомова предельно требовательна и, в первую очередь, беспощадна к себе.

Мы порой засиживались в архиве допоздна, пока домашние не начинали нервно трезвонить по телефону. На следующий день я нахально отсыпался, чуть ли не до обеда, Сомова же с утра была на работе, успевала поучаствовать в нескольких совещаниях и встречала меня ворохом свежих идей и новых заданий.

Этим летом она вдруг предложила: «Давай сделаем Гончаровский календарь на 2012 год – с публикацией документов, текстами». Моя первая реакция – какой календарь? Зачем?

Пусть этим музей Гончарова занимается! Однако если идея овладела директором архива,она вскоре овладевает и архивными массами. Подобно волжским атаманам, умевшим лихим посвистом управлять удалой вольницей, Людмила Александровна в считаные недели все подчинила этой задаче. Кто-то отбирал документы и иллюстрации, кто-то сканировал, кто-то писал тексты… В результате к сентябрьскому культурному форуму календарь был готов в прекрасном полиграфическом исполнении (отдельное спасибо издательству «Корпорация технологий продвижения»!). А уж знания архивных фондов ей не занимать. Во время отбора материала Сомова просмотрела несколько самых ранних метрических книг храмов Симбирска и нашла запись о смерти матери писателя Евдокии (Авдотьи) Матвеевны Гончаровой. Как оказалось, о существовании этого документа не знали даже сотрудники Гончаровского музея!

Людмила Александровна Сомова шла по служебной лестнице без всякого блата, никогда никого не подсиживала, а свалившееся на нее в октябре 2009 года директорство стало отнюдь не «царствованием лежа на боку», а тяжелой ношей, которую она достойно несет. Людмила Александровна реально знает все болевые точки и старается по мере сил решать задачи, стоящие перед архивом, разбросанным ныне по четырем зданиям. Она не кричит на каждом углу про находящуюся «на взлете» культурную столицу, а честно трудится на своем участке во благо этой самой культуры. Покривлю душой, если скажу, что все в коллективе поголовно любят своего директора. Так не бывает. Но, пожалуй, большинство согласится, что на ближайшие годы разумной альтернативы Сомовой как руководителю архива нет.

Хотелось бы пожелать ей в честь юбилея не терять оптимизма и почаще улыбаться, невзирая на козни нашей непростой жизни. Впереди еще много интересных дел. Вместе мы справимся.

Антон ШАБАЛКИН, архивист