Виктория Чернышева
Рекордный урожай и последовавшее за ним пресыщение рынка некоторыми видами сельхозпродукции стали для ульяновцев поводом для обращения в федеральный минсельхоз. Областные власти намерены предложить ввести для регионов лимитирование посевных площадей по определенным видам культур.
По мнению министра сельского хозяйства региона Александра Чепухина, чтобы ситуацию нынешнего года не повторилась, необходима взвешенная государственная политика – своеобразное возвращение к госплану.
– Тогда сельчане не будут ломать головы в раздумьях и “гадать на картах” – что сажать в следующем году, каковы будут тенденции рынка, – считает Чепухин. – Главной задачей аграриев станет вопрос, как получить больше продукции с одого гектара земли.
Схема может быть простой: если укладываешься в рамки лимита – получаешь субсидирование. Все, что сверх “нормы”, выращиваешь на собственный страх и риск.
Перепроизводство подсолнечника стало проблемой для многих регионов ПФО – из-за того, что рынок оказался буквально им завален, резко упала закупочная цена. Впрочем, как уточнил ульяновский министр сельского хозяйства, ситуация потихоньку выправляется. На прошлой неделе стоимость подсолнечника выросла на 50 копеек – сейчас его продают за 6,5 рубля за килограмм. Ожидается, что она поднимется еще и будет составлять от восьми до девяти рублей.
– Между тем, сокращение посевных площадей подсолнечника, без введения “госплана”, ни к чему не приведет, – считает Чепухин. – Будем меньше сажать мы – нас завалят этой продукцией соседи – Самарская, Саратовская область, где тоже его предостаточно.
Больше повезло ульяновцам с урожаем свеклы. Несмотря на огромный валовый сбор – 545,4 тысячи тонн с урожайностью в 305, 7 центнера с гектара, проблем, как в Воронежской Тамбовской, Рязанской областях здесь не было. Местный сахарный завод справляется с количеством поставляемого на него сырья. В регионе совсем другие проблемы: например, свеклу не могут выгрузить из вагонов, в которых ее доставили из другого района. Она смерзлась. Такого в Ульяновской области еще не было. Сейчас в минсельхозе думают, как разрешить ситуацию: пробовали выбивать корнеплоды кувалдой; есть идея применить пневматические отбойники или парогенератор.
Однако, чтобы не рисковать в будущем, в регионе решили построить еще один сахарный завод. Скорее всего, произойдет это не ранее 2013 года: чтобы спроектировать современное предприятие, нужно довольно много времени.
Скорее всего, ульяновцы не будут сокращать и посевные площади зерновых культур. В сентябре 60 тысяч тонн пшеницы, выращенной в регионе, ушло на экспорт. В Иран отправился местный ячмень: на этом рынке аграрии потеснили своих “коллег” из Казахстана. Всего же урожай зерновых в Ульяновской области ожидается в районе 1,4 миллиона тонн – это самая высокая валовка за последние 13 лет.
А вот судьба “экзотических” культур – сорго, рыжика, горчицы – зависит от спроса. Под озимого рыжика, который считается в регионе “перспективным”, в этом году отвели более восьми тысяч гектар.
– Все же это не “ширпотреб”, как пшеница. Прежде, чем сеять такие культуры, нужно иметь контракты с теми, кто их купит, – говорит министр.
Урожай на полях Ульяновской области сегодня собран пока не полностью: помешала погода. Сначала дождь – по данным синоптиков, с начала сентября в регионе выпало от двух до четырех месячных норм осадков. Затем в область пришло похолодание и поля засыпало снегом. Дособирать овощи, скорее всего, уже не удастся (их убрали с 90 процентов площадей). Однако и того, что уже есть, должно хватить с избытком: валовый сбор составил 21,4 тысячи тонн, урожайность – более 143 центнеров с гектара. А вот уборке кукурузы и подсолнечника снег и морозы не помешают.
Кстати
В нынешнем году в Ульяновской области планируется открыть школы агробизнеса. Сельчан научат использовать новейшие технологии, которые позволят заняться интенсивным земледелием (то есть, получением большего урожая с той же площади). Сейчас прорабатывается вопрос, где разместятся школы: возможно, это будет региональный агропромпарк. Преподавать в них будут опытные хозяйственники – например, агрономы успешных хозяйств. Открыться школы должны зимой.
Комментарий
Александр Чепухин, министр сельского хозяйства Ульяновской области:
– До конца нынешнего года резких скачков стоимости продуктов мы не ожидаем. Цены на свинину, яйцо куриное, хлеб останутся примерно на том же уровне, что и сейчас. Скорее всего, подорожает говядина: в регионе она производится не в том количестве, в каком хотелось бы. Также подрастет стоимость овощей: сейчас на рынке продается урожай, который привозят прямо с полей. Когда же на прилавок попадет продукция, которая прошла через овощехранилище, ее цена вырастет. Чем дольше она будет храниться, тем будет дороже.
Что же касается прошлогоднего “рекордсмена” по подорожанию – гречки, то цены на нее сегодня стабильные. Оптовики в регионе реализуют ее примерно по 35 рублей за килограмм.
дед Коля
ну что поняли что социализм лучше чем дикий капитализм.
Чепухин
Капитализм не исключает планирование. Все страны начинали с дикого капитализма, постепенно приходя к цивилизованному.
Беляков Александр
Капитализм перестал быть загнивающим и умирающим после того, как в разумных пределах внедрил у себя достоинства социализма в т.ч. и план.
Иблис
Уважаемый Александр Викторович!
1) В данном контексте слово “посадка” не приемлима: – Тогда сельчане не будут ломать головы в раздумьях и «гадать на картах» – что сажать в следующем году; – Между тем, сокращение посевных площадей подсолнечника, без введения «госплана», ни к чему не приведет, – считает Чепухин. – Будем меньше сажать…
В растениеводстве термин “посадка” применяется лишь в отношении картофеля, рассады купусты и помидор, деревьев и кустарников. Зерновые, бобовые культуры и подсолнечник – “сеят”. Министр по сельскому хозяйству не должен ошибаться в терминах, поэтому нужно говорить: “Будем меньше сеять подсолнечник”.
2) Всем известно, после развала колхозов и совхозов, всё имущество было растащено, вырезано, вывезено, сдано на металлолом. В хозяйствах исчезли и большегрузные автовесы, на которых раньше взвешивали автомашины с зерном. Их практически не осталось нигде!
Каким же образом сейчас фермеры, мелкие крестьянские и единоличные хозяйства взвешивают зерно и как определяют валовой сбор?
3) Цитата: Всего же урожай зерновых в Ульяновской области ожидается в районе 1,4 миллиона тонн – это самая высокая валовка за последние 13 лет.
А где хранится это зерно? Зерно, по моему убеждению, в приписках: начиная от посевных площадей, расхода ГСМ на пахоту, на культивацию, на посев, на уборку, на перевозку зерна, на её обработку для большего получения субсидий.
Чтобы не повторяться, есть хороший материал по этой теме: “ВЗДУТЫЙ КАРАВАЙ”.
Вывожу сюда. Автор пишет чистую правду:
henx
Планирование бессмыслено, пока у нас земледелие -как русская рулетка. Будут дожди/не будут , упадет цена/не упадет , запретят экспорт/не запретят
Стороний
В советское время, во время уборочной страды, день и ночь возили зерно на ХПП (сдавали государству). Сегодня получают чуть ли не полтора миллиона тонн урожая и ни одного перевозимого воза лошадиного не видно на просторах области.
henx
Почему,много видел грузовиков в сторону Мордовии
121
Это называется не капитализм и социализм, а индустриальное и постиндустриальное общество. Деревень в области практически не остается, а урожая собирают больше. Сейчас необходима перерабатывающая промышленность и люди с головой способные столько богатства перераспределить. Радует что с голода не умрем. При том еще Иран кормим. В СССР почему-то зерно закупали. А сейчас деть некуда.
henx
Но продукты все равно дорожают