Вчера прочитал интервью с российским интернет-предпринимателем Русланом Фазлыевым. Признаюсь, интервью зацепило. Зацепило одной мыслью. Фазлыев поступил в Ульяновский государственный технический университет, но вскоре его бросил.

“Появился один самодур, который принципиально не ставил мне зачет. Вся сессия была давно проставлена, но сколько раз бы я к нему не приходил – он всегда говорил: “Ты можешь лучше. Ты можешь лучше”. Я под злодеев не прогибаюсь, поэтому сказал: “Спасибо, такого обучения мне не нужно”. Ушел из вуза, о чем ни разу не пожалел”, – рассказал Руслан. Он утверждает, что лично для него высшее образование никакой ценности не представляет. Кстати, диплома о высшем образовании айтишник не имеет до сих пор, что не мешает ему руководить довольно успешной компанией.

Стремление к получению высшего образования в России сегодня приняло характер наваждения. В кругу моих знакомых едва ли не все окончили университет, либо получают “вышку” в настоящее время. Однако мало кто задает себе вопрос – зачем? Я уж не говорю о близкой мне журналистской среде – в ней вообще через одного физики, химики, историки и биологи.

Убежден, что на сегодняшний день большинству людей не требуется высшее образование. Да, можно спорить и вести речь о том, что люди хотят получить базовые знания, стать более эрудированными. Для кого-то высшее образование – дань моде или некий атрибут. Но совершенно очевидно, что многие люди вполне справятся с работой, не имея соответствующего диплома.

На днях с отцом, который всю жизнь работает в высшей школе, заехали на АЗС. “Здрасьте, – весело поздоровался с ним парень-заправщик. – А я у вас “госы” на “четверку” сдал”. За кассой на заправке – девушка. Рассказала, что диплом о высшем получила в прошлом году – закончила экономический факультет. Неужели эта девушка хуже бы работала, не имей она этого диплома?

Отдельный разговор о педагогических университетах. В последние годы эти вузы превратились в конвейер для получения высшего образования. Проще говоря, подавляющее большинство молодых людей идет в “пед” не потому, что хотят стать учителями, а исключительно для получения “корочек”. И ни для кого не секрет, что спустя пять лет учителя биологии и географии начинают работать риэлторами, менеджерами по продажам и специалистами колл-центров. Работу по профилю получает минимальный процент.

Высшее образование отчасти и “развращает” людей. В том смысле, что человек, окончивший вуз, автоматически повышает собственную профессиональную планку. Доводилось встречать людей, заявляющих – дескать, я, человек с двумя высшими образованиями, не пойду торговать сотовыми телефонами в салон связи. Однако в этом случае я вновь соглашусь с Русланом Фазлыевым – получение высшего образования вовсе не гарантирует приобретение дополнительных конкурентных преимуществ и компетенций. У меня, как, наверное, и у всех, немало знакомых, которые с педагогическим, историческим образованием трудятся совсем не по профилю. И я уверен, что со своей работой они успешно справлялись бы, даже если бы не имели диплома о высшем образовании. Мне самому довелось поработать в редакциях различных федеральных изданий и, признаюсь, что ни одном из них меня не спросили, окончил ли я вуз, и какой именно.

К тому же, современная ситуация такова, что профессии, требующие высшего образования (например, конструктор или технолог), не пользуются популярностью. То есть люди с высшим образованием не хотят идти на эти места. Знаю совершенно достоверную историю о том, как в одном малюсеньком провинциальном городке техникум был вынужден закрыться после того, как там появился филиал вуза. Местная молодежь повалила за “вышкой”. Хотя с большой долей уверенности можно предположить, что молодой человек, освоивший в техникуме авторемонтное дело, окажется куда более конкурентоспособным, нежели юрист с документом о высшем образовании.

Когда то или иное явление становится “модным”, оно автоматически обесценивается. Это совершенно ненормальная ситуация, когда высшее образование во многих случаях перестает быть инструментом, помогающим человеку добиться профессиональных и карьерных успехов, а превращается в некий показатель статуса. Причем – довольно сомнительный показатель.