Альберт Гайнутдинов сегодня директор ГУЗ МИАЦ, а в прошлом – танкист. В 1988 г. окончил Челябинское высшее танковое командное училище. Позднее получил еще два высших образования по специальностям: юрист и психолог профессиональной деятельности. С 2004 года занимается автоматизацией лечебных учреждений. Работал в коммерческих структурах Казани; совместно с мэрией города с 2006 по 2007 г. реализовывал два крупных проекта по автоматизации детских и части взрослых лечебных учреждений. Опыт работы был перенят Екатеринбургом.
Сегодня Альберт Гайнутдинов работает в Ульяновске: «Когда меня пригласили в Ульяновск, я четко понимал, каким путем надо идти, чтобы проект был успешным».

– Альберт Ринатович, расскажите об автоматизации медицинских учреждений подробнее. В сети очень мало информации о том, как развивается данное направление в нашей области?
– Проблема больниц – это огромные многочасовые очереди, что вызывает дискомфорт как у врачей, так и у пациентов. Возникла идея создать электронную регистратуру, которая в последующем должна стать частью единой медицинской информационной системы. Все происходит следующим образом: человек регистрирует свой личный кабинет на сайте. Потом создается картотека данных: выбирается медицинское учреждение, в котором пациент обслуживается, вводится Ф.И.О и номер полиса ОМС. Если есть хоть малейшее несовпадение с базой данных поликлиники – зарегистрироваться не получится, в этом случае необходимо связываться со службой технической поддержки. Пока через интернет ведется только запись, но не исключено, появится возможность вызывать врача на дом.
Старт проекту был дан в начале декабря прошлого года. Тогда было задействовано только две областные больницы (прим. Ульяновская областная детская клиническая больница и Ульяновская областная клиническая больница №1), Детская поликлиника №2 и №4, Городская больница №2.

– Сколько больниц подключено на сегодняшний день?
– Уже подключено 55 лечебных учреждений, к концу декабря их будет 69 т.е. все лечебные учреждения области, которые ведут амбулаторно – поликлинический прием, смогут вести запись пациентов через электронную регистратуру.
Проект будет полностью реализован только тогда, когда мы выполним все задачи по модернизации: укомплектуем медицинские учреждения, как головные здания, так и филиалы, компьютерной техникой – в этом случае суммарное количество объектов, подключенных к электронной регистратуре, увеличится в два раза. Не во всех филиалах существует техническая возможность устроить такие рабочие места, провести интернет. Я полагаю, что уже к середине следующего года этот вопрос будет полностью решен.

– Электронная регистратура – это только возможность записаться через интернет?
– Многие связывают электронную регистратуру только с данной функцией, но это далеко не так. Программа «планирует» расписание врача, помогает составлять квоты, интервалы первичных и повторных приемов, при расширении масштабов медицинского учреждения она позволит перевести всю информацию в формат медицинской карты с последующей возможностью для каждого врача записывать и перенаправлять друг другу пациентов.

– Как быть с теми, кто не может записаться через интернет? Старые бабушки и дедушки, например?
– Интернет – это для части населения, которая может использовать данную возможность. Только на нем мы не собираемся останавливаться. Мы планируем ввести единый контактный центр – call-центр, когда можно звонить не только в поликлинику, но и на единый номер. В следующем году мы так же намериваемся закупить информационные киоски, они устроены по типу платежных терминалов, через которые можно будет записываться на прием. Вся информация с киосков, сall-центров и электронной регистратуры будет обрабатываться единым центром. Сегодня, кстати, информация о записи по телефону так же направляется в единую электронную базу.
И конечно, уже сегодня на сайте можно зарегистрировать всех членов семьи и записывать их на прием к врачу. Ту же бабушку, которая не умеет пользоваться интернетом. Появляется виртуальный талончик, который можно либо распечатать, либо просто запомнить номер.

– Есть сложности с внедрением системы?
– Сегодня примерно 20% приемов ведется через электронную регистратуру, к сожалению, не все об этом знают, продолжая приезжать без записи. Люди должны записываться, требовать, чтобы их записали, тогда и напряжения за дверью не будет.
Сами врачи, конечно, должны оперативно отслеживать информацию и вовремя реагировать, иначе система не сможет работать, это как если бы вам дали самый современный калькулятор, а вы продолжали считать столбиком на бумажке.
Все делается поэтапно. Мы внедрили первую часть, посмотрели – работает. Жизнь, пусть 20% людей, стала проще. Теперь давайте работать над следующим этапом.

– Можете сравнить, как проходит процесс внедрения этой системы у нас и в той же Казани?
– Я не хочу плохо говорить о соседях, ими была проделана большая работа. Возможно, в силу того, что там все происходит на муниципальном уровне, а здесь включилась власть региональная, но в Ульяновской области процесс идет легче. Этот же путь пройден быстрее в два раза, чем в Казани, всего за год. С точки зрения нормативно – правовой поддержки, Ульяновская область даже впереди. По количеству обращений через электронную регистратуру Ульяновск опережает соседей – это объективный факт.
Причем количество пользователей электронной регистратуры растет в геометрической прогрессии. В прошлом месяце у нас было более 800 тыс. загрузок страниц, 100 тыс. уникальных пользователей, 62 тыс. тех, кто повторно пользовался сайтом. Только на прошлой неделе у нас было 11 000 человек. Многие регионы шли к этому годами и не у всех еще получилось. Многие застряли на пилотах. Не будем говорить, кто именно.

– Можем мы сегодня говорить об электронном будущем Ульяновской медицины?
– И не только Ульяновской, но и Российской. Мы сейчас делаем многое, чтобы это будущее приблизить и сделать настоящим. Электронная регистратура – это лишь верхушка айсберга. Это коллективный труд министерства здравоохранения и МИАЦ.
Следующим этапом должна стать единая система взаиморасчетов. Что она дает? В первую очередь, она даст нам полную картину заболеваемости и отчетных форматов, связанных с болезнью, т.е. то, что из медицинской услуги превращается в деньги, то, за что страховая медицинская организация должна будет заплатить.
Если мы в единой системе будем предоставлять счета-реестры, то сможем подготовить платформу для внедрения электронной медицинской карты. Мы сможем выдавать для детей планы прививок или справки, которые не требуют осмотра врача, таких не много, но они есть.
Если возникнет необходимость заверить такую справку печатью врача, то достаточно будет оставить заявку на сайте и после подойти к назначенному времени и забрать справку из регистратуры.
В перспективе создать, так называемый, «маршрутный лист» для получения справок в ГАИ. Человек просто заказывает справку и ему автоматически подбираются все необходимые врачи, и производится запись на прием.
Министерство здравоохранения Ульяновской области год назад очень мудро поступило, усилив МИАЦ, реструктуризировав его, позволив МИАЦ уйти от тех рамок, которые были приняты 10 лет назад и, где многие регионы так и застряли, надеясь только на деньги и силы подрядчиков. Однако практика показывает: когда деньги заканчиваются – исполнители исчезают и все рушится, поэтому только в тех регионах, где крепкие МИАЦ работа идет.
В Ульяновской области МИАЦ крепкий, есть квалифицированные специалисты, и они в состоянии не только поддерживать уже существующие системы, но и продолжать внедрять новые.