Бюджет все равно что совесть: от расходов он не удерживает, но вызывает чувство вины.
Неизвестный автор
27 октября Законодательным Собранием Ульяновской области в первом чтении принят бюджет на 2012 г. и последующие 2013-2014 гг. Депутаты от «Единой России» голосовали за закон единогласно. Коммунисты, напротив, единогласно высказались против принятия бюджета в таком варианте. Позицию фракции КПРФ на заседании изложил депутат А.КРУГЛИКОВ.
На заседании комитета по бюджету у министра экономики регионального правительства АСМУСА О.В. в какой-то момент вырвалась фраза, что нам приходится делить разочарования. Эта правда делает ему честь. Несколько лет назад мне довелось цитировать видного американского экономиста и финансиста СТАНСА, который говорил нечто подобное, утверждая, что и в США – богатейшей стране планеты – распределение бюджетных средств сопряжено с дележом разочарований. Они доделились. Теперь в Нью-Йорке, десятки тысяч людей второй месяц под лозунгом «Нас 99%» проводят акцию «Захвати Уолл-стрит». Мир откликнулся на этот призыв. Протест охватил 950 городов в 82 странах мира. Можно закрывать глаза и врать дальше, что мы вышли из кризиса и никакая вторая его волна нас не накроет. Это американцы признают, что у них всё сыпется. Европейские лидеры за неделю собираются второй раз в поисках решения континентальных проблем. А наши два деятеля тем временем демонстрируют на пару свои способности превзойти рекорды «нобелевского комбайнёра», развалившего СССР. Сели за штурвалы комбайнов и молотят кукурузу. До этого претендент на президентский срок нырнул на дно моря и вытащил оттуда две античные амфоры. Так управлять государством нельзя. Представьте себе Сталина – Гитлер у ворот Москвы, а вождь вместе с Молотовым, прихватив и Берию, отправился в Пицунду. Не было придурков у руля советского государства до Никиты Кукурузника и Михаила Плешивого.
Что мы видим сегодня в Ульяновской области. Бюджет разрабатывается и принимается не ради бюджета. Основной финансовый документ создаётся по идее для того, чтобы население жило лучше. Но стали ли лучше жить за последние 20 лет наши избиратели?
Напомню, что ровно 20 лет назад со стапелей заложенного при Советской власти «Руслана» – «АН-124» полупьяный Ельцин взывал на ульяновском «Авиастаре»: «Потерпите полгода, поддержите президента, и президент поддержит вас». Врал. Обобрал со своей бандой и народ, и всю страну. Самолётов больше не строим. Признанные долги по вкладам, спалённых Гайдаром, государство возвращать людям и предприятиям не собираются.
Можно порадоваться, подобно дуракам на базаре, что бюджет за последние годы вырос. Но стоит ли? При первом губернаторе Горячеве бюджет области был в сопоставимых деньгах равен 900 млн. рублей. Признаем: дороги тогда были лучше нынешних. Тогда построили областную многопрофильную детскую больницу, госпиталь инвалидов войны, возводили школы и ФАПы. При втором губернаторе Шаманове бюджет достиг 3 млрд. рублей. Третий губернатор Морозов принял область с 5 млрд.рублей.
Нынче намерены делить 27 млрд. рублей. Но задайте себе вопрос: люди, Ваши избиратели, при росте бюджета более чем в пять раз лучше стали жить хотя бы в полтора раза? Вы сами себе ответите, что нет. Хоть одна социально значимая, экономическая проблема решена? Опять же нет. Ликвидированы, или «оптимизированы», десятки школ, участковых больниц. Но наплодили ворох структур, чиновничьих институтов. Угробили за это время многие предприятий, разворовали сотни миллионов, даже миллиарды рублей.
Не удивительно, что область стремительно вымирает. За 20 лет нас должно было стать на 250 тысяч больше, а стало на 200 тысяч меньше. Парадокс: смертность по-прежнему превышает рождаемость. Это признаёт и министр АСМУС, и министр ВАСИЛЬЕВ, и сам губернатор МОРОЗОВ. Только в толк не возьму, как это у избиркома выросла численность избирателей. На выборах президента в 2008 г. их числилось в списках 1 млн. 64 тыс. 892 души, а на 1 июня 2011 г. оказалось 1 млн. 69 987 человек. Прибавили 5 тыс. 105 человек. В сельской местности наблюдается повсеместный и существенный рост избирателей. Люди – мрут, а избиратели – прибывают. Видать, за то избиркому и деньги в бюджете закладываем. И от выборов к выборам всё больше. Чтобы и мёртвые голосовали. Чтобы и результат был нужный.
О самом бюджете. Вчитайтесь в выводы Счётной палаты. Какой рост в 12-м году? 98,2% к уточнённому, 96,7% к ожидаемому исполнению бюджета 2011 г.
Второй вопрос: за счёт чего это движение в никуда? Не подумайте, что не вижу ничего позитивного. Развиваемся. К примеру, мост достроили на 15 лет позже и не в полном объёме. Молодцы! Об авиационной столице говорите, но не соорудили в 2011 г. ни одного самолёта. Тоже признаем движением Ульяновской области на взлёт. Долги регионального бюджета преумножили за три года в 57 раз. С 60 млн. рублей до 3,5 млрд. рублей. Стали чемпионами России по этому показателю. Тоже не беда. Теперь правительство Морозова и единороссовское большинство Законодательного Собрание области готовы одобрить ещё и выпуск облигаций регионального займа на 1 млрд. рублей. Обращаюсь к депутатам от «Единой России» : вы можете за это голосовать, а я вправе сказать жителям Ульяновской области, что не советую играть в эти азартные игры. Это даже не лотерея. Это хуже всякого «МММ». Там хотя бы Мавроди посадили. В нашем случае облопошут людей и никого не посадят. Всё спишут на вторую волну кризиса. Возврата средств никто не гарантирует. Сегодня Морозов здесь, а завтра он в Госдуме. Он туда собрался депутатом от «Единой России». Пусть скажет, что он туда не пойдёт. Тогда может и я подпишусь на его заём. Тем самым дам другим пример. Глядишь, Сергей Иванович, миллиард рублей и соберёт. А так -люди рассуждают: «Не верю! Деньги в мешок, да и смоется. Разве не бывало».
Нельзя доверять и депутатам Законодательного собрания, срок полномочий которых истекает через год.
А как доверять Правительству Ульяновской области, если его министры собственноручно разработанные и завизированные законы не выполняют. Проанализируйте исполнение целевых программ. Почти всё завалили в 2011 г.
ОЦП «Чистая вода» – исполнение 20%. Даже партия «Единая Россия» отказалась от авантюристического проекта Петрика-Грызлова (на партийном проекте наварили деньги), а значительная часть населения области не только летом, но и зимой не имеет воды. При этом в ряде районов области ликвидированы все общественные бани. Это чревато осложнением санитарно-эпидемиологической обстановки. Что сделано для решения этих проблем? Сказки рассказывают населению.
Газификация. Исполнение – 17%. «Хвосты» не подобрали даже там, где газ довели до сёл, факела зажгли, ленточки перерезали, по телевизору все торжества показали, а у людей … спички – есть, а газа -нет. А то бы чиркнули, чтобы…
Морозов и его команда частенько мотаются по зарубежью. Туризм у них в чести. Но даже на эту областную программу за десять месяцев текущего года «обломилось» всего-то около 5%.
При формировании проекта бюджета по прежнему доминирует «бухгалтерский» подход. Роспись доходов и расходов составляется от достигнутого с учётом предполагаемой инфляции, которую никто в стране не считает. Целеполагание, – т.е. ради чего реформы, бюджет и прочее, – фактически отсутствует. Комплексная программа социально-экономического развития Ульяновской области и «Концепция повышения уровня жизни населения Ульяновской области» существуют на бумаге, но бюджет с ними увязан весьма относительно.
Представляется, что подходы в этой части организации работы над бюджетом требуют принципиальных изменений. Очевидно: суждение о том, что бюджет не должен являться источником инвестиций в промышленное и сельскохозяйственное производство, ошибочно. Ставка на частного инвестора, чаще иностранного, не просто ошибочна. Она губительна. «Друзей» интересует лишь прибыль, разработка и переработка сырьевых ресурсов (пески, диатомиты, лес). Ради прибыли вложатся в пиво, собачий корм – нет проблем. Но самолёты, ракеты, электроника – забудьте. Государство должно вернуться в экономику. Однако предложенный проект бюджета даже намёков на это не сулит.
Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.ЧАЙКА заявил, что «в сложившейся социально-экономической ситуации в стране вопросы обеспечения эффективного использования государственного имущества выходят на первый план». Проведённые Счётной палатой Ульяновской области ревизии ряда ведомств и предприятий свидетельствуют, что и здесь мы имеем существенные издержки. Потери колоссальны. Необходима чёткая программа на годы вперёд по использованию не только государственного, но и муниципального имущества. За всем этим колоссальные средства, которые мы могли бы поступать в доходную часть бюджета и направляться на решения социальных и экономических задач.
Ситуация, сложившаяся в агропромышленном комплексе, настоятельно диктует изменение всей политики и в отношении села. Отдаю должное Чепухину и его ведомству. Но… Важно предусмотреть в бюджете не только средства на формирование резервного фонда зерна, но и на страхование рисков АПК. Самостоятельно хозяйства и фермеры сделать это не в состоянии. Говорим об этом не первый год. Но воз и ныне там.
Следует определиться в приоритетах расходов на социально значимые проблемы (безопасность, системы жизнеобеспечения, гарантии от возникновения чрезвычайных ситуаций и пр.). Важно до предела сократить расходы на содержание весьма раздутого управленческого аппарата. Многие структуры дублируют друг друга, не обеспечивая должного конечного результата. Самое грустное в том, что посажены на дотационную иглу и обобраны до нитки муниципальные образования. Их вогнали в 131-й закон и бросили на произвол судьбы.
Не могу не отметить, что самым позорным явлением современной России является бедность населения. Децильный разрыв в уровне доходов 10% самых состоятельных и 10% самых нищих и в Ульяновской области зашкаливает за все разумные пределы. Это признаётся чиновниками и областного правительства. Но и на этом направлении сделано крайне мало. Проект бюджета на предстоящие годы не вселяет никаких надежд на кардинальное изменение ситуации. Уровень доходов населения низок. Цены же и тарифы растут стремительно. Необходим региональный закон о ценообразовании и тарифной политике, раз таковой не принят на федеральном уровне.
Убеждён, что населению области в очередной раз предлагают проект бюджета не социально ориентированного. Это бюджет проедания, последующей кабалы. Это бюджет не развития, а прозябания. За абсолютными и относительными показателями, часто дутыми цифрами отсутствует реальный человек. А он живёт плохо. При такой политике – по другому быть не может.
И даже если есть где-то движение вперёд, то это движение слишком медленное, обрекающее нас на отставание и отсталость. В 1979 г.Китай стартовал имея экономический потенциал в 6 раз меньше, чем РСФСР. Сегодня их экономическая мощь в 5 раз больше, чем у России. Они за 30 лет выросли в 30 раз. Путин явился из КНР и констатировал, что Китай прибавл и в этом году 9% ВВП, а России сулит лишь 4% в 2012 г.
Мы продолжаем отставать и отставать. Это курс, обречённый на поражение.
ГОЛОСОВАТЬ ЗА ТАКУЮ ПОЛИТИКУ, ТАКОЙ БЮДЖЕТ КОММУНИСТЫ НЕ МОГУТ И НЕ БУДУТ.