За суетой предвыборных забот и новостей как-то потерялся этот знаменательный день. И мало кто знает, что 19 ноября у авиационной столицы России юбилей. Авиации Ульяновска исполняется 80 лет.
Фактически свой юбилей исполняет Ульяновский аэроклуб ДОСААФ. Именно он получил свое начало от краевой школы пилотов Осоавиахима, переведенной в Ульяновск в 1931 году. В августовском номере газеты «Пролетарский путь», найденном краеведом и филателистом Виктором Будкевичем, тогда сообщалось:
«17 августа прибыла в Ульяновск краевая авиационная школа гражданской авиации. Школа существует уже второй год и находилась до сих пор непосредственно в Самаре, – в середине этого года состоялся первый выпуск пилотов. Из-за неимения в Самаре подходящего земельного участка для аэродрома школу решили перевести в Ульяновск, где имеются налицо все условия для авиационной школы. Были и другие причины перевода: центральный совет ОСО решил создать кузницу кадров для гражданской воздушной флотилии на родине Ильича».
Школе выделили лучшие здания по ул. Гимова. Штаб и учебная часть находились в доме №1 (ныне в нем музыкальное училище), общежитие курсантов в доме №3 (сейчас это Дворец бракосочетания). За очень короткое время при содействии организаций и предприятий города было подготовлен аэродром летной школы, который расположился за Свиягой, сразу же за околицей Конноподгорной слободы (недалеко от нынешней остановки трамвая «Автозавод».
И 19 ноября уже состоялось торжественной открытие Краевой школы пилотов. «С утра потянулись к Свияге колонны воинских частей, рабочих городских предприятий, общественных организаций и студентов техникумов, – писал в своем репортаже «Пролетарский путь». – К 10 часам набережная Свияги и улица Ленина до отказа заполнены многотысячной демонстрацией. Среди демонстрантов группа иностранных рабочих завода №3 с плакатом: «Успехи пятилетнего плана – удар по капиталистическому миру». К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолётов. Стрекот моторов привлёк всеобщее внимание. Тысячи глаз впились в аэропланы. Плавно один за другим отрывались самолёты от земли, забирали высоту. С напряжённым вниманием следили все за фигурными показательными полётами».
А через несколько месяцев на набережной Свияги, в здании бывшего ремесленного училища, был открыт первый Всесоюзный авиатехникум Осоавиахима.
Первыми самолетами, на которых обучались курсанты, были знаменитые У-2 (потом переименованные в По-2, известные всем по фильму «Небесный тихоход»), хотя еще были более старые – английский биплан «Авро-504», французская этажерка «Анрио», голландский полутораплан Fokker D.XI. Но уже вскоре пилотов начали готовить на самолеты-истребители И-16, а с декабря 1941 года, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, – пилотов штурмовиков Ил-2.
Только во время Великой Отечественной войны ульяновская лётная школа подготовила 880 боевых лётчиков, а всего, за время своего существования (после войны школа как военное училище была расформирована) подготовлены тысячи пилотов и инструкторов, лётчиков-парашютистов, авиатехников и авиамехаников.
Как минимум 26 выпускникам школы присвоено звание Героя Советского Союза (по данным Виктора Будкевича, изучавшего архивы, – 53 Героя Советского Союза, один герой России и один – Герой Социалистического труда).
Так начиналась и продолжалась славная история ульяновской авиации.
Уникальные материалы о тех далеких годах собраны и хранятся в музее «Люди легенд» новоульяновской школы, которым много лет бессменно руководит инициатор и идейный вдохновитель музея, удивительный человек, Учитель с большой буквы – Елизавета Морозова.
История Ульяновского аэроклуба Осоавиахима-ДОСААФ фактически отражение всей истории развития авиации России, со всеми ее взлетами, падениями, победами и поражениями. Сегодня аэроклуб (теперь уже расположенный на аэродроме Белый ключ) не может похвастать большими успехами – слишком тяжелым катком прошли по нему реформы 90-х годов, оставив авиационный спорт совершенно без средств к существованию. И, наверное, можно назвать чудом, что он, полностью лишенный государственной поддержки, выжил и продолжает действовать. Правда, только на энтузиазме людей, влюбленных в авиацию. Собственно, наверное, именно любовь и является главным двигателем развития. Будет ли он востребован государством и региональными властями для «воспитания и выращивания» новых авиационных кадров, как 80 лет назад, или, не получив поддержки, в конечном итоге станет закрытом клубом увлеченных авиаторов – во многом сегодня зависит от властей региона. Авиационные спортсмены верят, что их опыт еще нужен, и 80 лет развития аэроклуба, с которого начиналась авиационная столица, прошли не зря.

В пятницу, 18 ноября, в 13.00 в Доме Офицеров состоится торжественное мероприятие, посвященное 80-летию Ульяновского аэроклуба ДОСААФ России.
На него приглашаются все выпускники Ульяновской школы пилотов, ветераны аэроклуба и спортсмены авиационных видов спорта для участия в праздновании юбилея.