Завтра, 18 ноября, в 18.00, в БЗЛМ состоится концерт, посвященный 25-летию основания Российского фонда культуры. А сегодня исполняется 60 лет руководителю ульяновского филиала Виктору Иванову, отдавшему Фонду 21 год жизни и возглавляющему его в течение последних 18 лет.

– Виктор Александрович, Вы столько времени уделяете молодым музыкантам, буквально носитесь с ними, а сами по профессии кто, музыкант?

– Нет, я к музыке пришел, как к Богу. Учился в Казанском государственном университете, в дипломе написано: «преподаватель научного коммунизма и философии». Еще в университете я был культоргом, в Ульяновске занимался комсомольской, партийной и хозяйственной работой. Был в штабе по строительству авиакомплекса, в горкоме комсомола и партии. В 1979 году я пригласил в Ульяновск группу молодых музыкантов, отколовшихся от Спивакова и назвавшихся «Виртуозами баяна Москвы». Я сам ходил на их концерт и был очарован их игрой.

Послушал их и преподаватель баяна из Димитровграда Станислав Зевахин, тогда он и решил создать свой знаменитый ансамбль «Гармоника», обучает уже пятый состав.

Так вот, я получил несколько предложений от университета, от бизнес-структур. Самым неожиданным было предложение Тамары Ильясовой, которая тогда была директором Ульяновского филиала фонда культуры. Были сомнения, но при вступлении в должность пришлось поехать в Москву, где Никита Сергеевич Михалков сказал мне: «Но вы же хотели бы заниматься оставшиеся годы любимым делом, а не просто куда-то ходить на работу?». Хотя, конечно, было время очень тяжелое. Но душу дьяволу я ни разу не продал! Мог бы организовать концерты «Нана» или Шуры, но это же не культура, это шоу-бизнес! Хотя можно было бы хорошо зарабатывать, и я мог стать одним из тех людей, которые в Ульяновске успешно этим занимаются.

– Не жалеете о своем выборе?

– Нисколько не жалею, эта работа действительно стала любимым делом. И я влюблен в наших музыкантов, особенно в молодых. Мы провели 17 конкурсов «Новые имена», выявили более двухсот особо одаренных детей. Одаренных-то у нас тысячи, а наша задача – выбрать самых лучших среди лауреатов городских, региональных, международных конкурсов. Все эти годы мы тесно сотрудничаем с филармонией: конкурсы проводим на ее базе, лауреаты программы в былые годы выступали вместе с симфоническим оркестром. Когда-то мы могли приглашать в жюри народных артистов, педагогов Института имени Гнесиных, Казанской государственной консерватории. Долгое время к нам ездил Даниил Крамер. Теперь мы можем приглашать только профессоров из Казани, но и это абсолютно профессиональное жюри, наши учителя с его решениями не спорят.

– С чем можно сравнить ощущение, когда понимаешь, что нашел настоящее дарование, которое, возможно, вырастет в большого музыканта?

– Наверное, это чувство местной национальной гордости. Наш город – не консерваторский, но когда ребята побеждают на столичных, международных конкурсах и фестивалях, когда в зрительном зале – избалованная, искушенная публика, и слышишь овации, видишь, как благодарят педагогов, то понимаешь: у нас очень высокая школа, а не самодеятельность, наши дети способны подготовить полноценные концерты классической музыки. Эта гордость переполняет и дает стимул к работе, которая материальных благ не приносит. А ведь это – большая индивидуальная работа, и у педагогов накапливается усталость. Они чувствуют безысходность, ведь сейчас тиражируется практика коррупции на творческих конкурсах. Учеников наших педагогов часто хвалят, но звание лауреатов достается ученикам членов жюри. Но я надеюсь, что государство примет волевое решение, и мы увидим наших ребят лауреатами конкурсов первой величины – «Щелкунчика», конкурсов имени Чайковского в Москве, Кастельфидардо в Италии, Клингельтале в Германии, конкурса королевы Елизаветы в Бельгии. Пока нам туда дорога закрыта. Мы не проходим даже во второй тур, который подразумевает заочное участие.

– Наверняка «Новые имена» – это открытие не только среди детей, но и среди педагогов.

– Конечно. Мы собираемся предложить руководству области такую форму моральной и материальной поддержки педагогов, как «Бенефис педагога». Это будет серия концертов – чествований учителей, возможно, с приглашением телеканала «Культура», чтобы был показан сюжет об ульяновском педагоге. Первый концерт запланирован на апрель и будет посвящен Станиславу Зевахину, воспитавшему более десятка лауреатов международных конкурсов. Мы пригласим на его бенефис в качестве почетного гостя и исполнителя Даниила Крамера. Министерство культуры уже поддержало эту идею.

– Можете похвастать, что все «новые имена» связали свою жизнь с музыкой?

– Не могу. Мы возлагали большие надежды на пианистку Юлю Нечаеву. Во времена Ельцина она открывала концерт к празднику 8 Марта в Георгиевском зале Кремля. Но она стала дизайнером городской среды. Блестящий баянист Кирилл Берегелла окончил МГУ как математик, с красным дипломом. Правда, он продолжает заниматься музыкой, и мы его пригласим выступить на концерте.

– С сожалением услышала о решении не принимать в ЦМШ детей из регионов… – Это ложка дегтя в нашу бочку меда. Потому что в какой-то момент ребенка надо передавать в столичные руки. Туда, где лучшие педагоги, инструменты, исполнители, залы, другая аура множество элементов, поднимающих ребенка до другого статуса. Например, воспитанница Галины Велигжаниной Настя Ларина сейчас – концертирующий юный музыкант, недавно играла с Набережночелнинским симфоническим оркестром. Кристина Салихова (в замужестве Кеккерт) сейчас живет в Австрии, востребована, много концертирует в других странах.

– Фонд культуры – это не только молодые таланты, но и?..

– Недавно мы завершили десятилетний труд, двухтомное издание «Симбирская-Ульяновская энциклопедия». Через нас, через нашу бухгалтерию, прошло несколько сотен ученых, краеведов, литераторов и просто старожилов областного центра и муниципальных образований, писавших статьи. Мы находили возможность пусть минимально, но оплатить их труд.

Это была колоссальная работа по нахождению меценатов. Намереваемся выпустить третий, дополненный том.

Очень тесно начинали мы заниматься краеведением, но в связи с недофинансированием и бытовыми неурядицами – не было даже помещения для встреч с краеведами – от ряда программ пришлось отказаться. У истоков Карамзинской, Языковской, Аксаковской программ стоял Фонд культуры. Председатель Фонда Тамара Ильясова нашла надгробные плиты членов семьи Языковых. В 90-е годы она обнаружила их на фабрике имени Калинина в старом, заброшенном сарае. И нам удалось установить их на то место, где были захоронены Языковы. Первые Карамзинские чтения также были организованы при помощи Фонда культуры. В середине 90-х годов Фондом была разработана и осуществлена программа «И любим, и помним» по моральной и материальной поддержке народных артистов, литераторов, музыкантов. В Ульяновске побывали артисты Михаил Ножкин, Александр Филиппенко, Валерий Золотухин, Инна Макарова, Зиновий Высоковский. Зрители встречали их стоя, показали, что эти актеры не забыты – они были растроганы. В этом году мы получили картбланш на продолжение этой программы.

Планируем в рамках празднования 200-летия Гончарова большой концерт лауреатов-стипендиатов Российского фонда культуры и программы «Новые имена» с теми, кто уже является состоявшимся музыкантом. Есть договоренность со Святославом Бэлзой, что он проведет этот музыкальный вечер. Штат у нас небольшой, и, чтобы сохранить свои позиции, нам надо «обрасти мясом» и сделать нашу программу по одаренным детям одной из лучших в России. Тогда мы смогли бы организовывать еще и художественные и литературные конкурсы, и к краеведению вернуться.

Анна Школьная