Два крупнейших музея нашей страны: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина и Музей – заповедник имени В.И. Ленина» стали партнёрами проекта «Мост», который стал победителем Всероссийского грантового конкурса культурных проектов «Современная культура на территории Ульяновской области». В Музее купечества открылась уже третья их выставка «Золотой век Екатерины II в искусстве сценического костюма», на которой представлены театральные костюмы и аксессуары, выполненные студентами кафедры сценического костюма, школы-студии МХАТ.
На этой, небольшой по объёму, экспозиции, представлены копии костюмов прошлых веков, пошитые учащимися кафедры сценического костюма, школы-студии МХАТ. А подлинники этих костюмов хранятся в самых крупных музеях нашей страны.
Здесь можно увидеть костюм сенатора, который надевали актёры, когда снимались в художественном фильме «Петр Великий». Он был удостоен премии «Эмми».
В самом центре выставочного зала представлена высококачественная копия венчального платья императрицы Екатерины II, в котором она выходила замуж в 16 лет. Этот же наряд императрицы был представлен на фестивале «Театральный квадриеналл», который проходил в Праге. Копия, сшитая студентами-дизайнерами, поразила зрителей своим точным сходством с оригиналом, который хранится в «Оружейной палате». Увидев её, в одном из музеев, изумленные китайцы воскликнули: «Зачем царский наряд принесли сюда из «Оружейной палаты»?
Этот сценический костюм настолько идентичен настоящему, что иностранные гости не смогли отличить его от подлинника.
Молодые мастера, которые работали над этими костюмами, вначале провели большую работу в архивах: они ездили и по музеям нашей страны, чтобы увидеть подлинные вещи, созданные в этой эпохе. И только после досконального исследования этой темы, костюмеры стали создавать свои работы, точь-в-точь повторяющие подлинники, сшитые много веков назад.
Копии этих исторических костюмов очень интересны. На выставке можно увидеть и объёмные дамские корсеты, где имеется несколько потайных мест. Там хранились разные нужные дамские штучки. Например, одна из светских львиц Мария Антуанетта поместила в такой кармашек настоящее забальзамированное сердце одного из своих любимых. Сказывают, что под таким корсетом умещался и любовник, когда нежданно-негаданно появлялся муженёк знатной дамочки.
Дворяне должны были красиво одеваться: часто они носили костюмы, украшенные дорогим золотым и серебряным шитьём.
В прошлые века подобные наряды можно было заказать по каталогу: в нём были представлены модели модных, по тем временам, костюмов. Посмотрев такой каталог и увидев в нём интересную модель, состоятельные господа могли выписать себе по почте понравившийся наряд.
Театральный костюм, над которым талантливо работает мастер, буквально, «оживает» в его руках: дизайнер должен уметь сотворить «настоящее» изделие любого исторического периода. Работая над таким костюмом, художник-технолог должен учитывать несколько нюансов: сценографию, особенности внешности и пластику актёра, театральный свет, грим. Он должен суметь не только точно передать цвет и тон костюма, но и знать секреты старинного кроя и фактуру различных материалов.
В работе дизайнера-модельера всегда присутствует элемент алхимии, потому что «в ход» идёт любой материал: в его руках алюминиевый порошок становится, вдруг, – серебром. А картон, клей и машинный гипюр – драгоценной вышивкой. Калька, двунитка, холст, бязь, канитель и даже макароны, гречка, кукуруза превращаются в художественные старинные шедевры.
Лариса Ярдаева