Перед практически неразрешимой проблемой оказалась многодетная мать-одиночка из Майны Елена Казакова.

Тройня
Мы уже не однажды рассказывали о судьбе молодой мамы. Два с половиной года назад к имевшимся троим детям Елена родила еще тройню. Папа мальчиков исчез в неизвестном направлении, и помощи от него Елена не получает. Несколько месяцев, пока район не приобрел для нее квартиру, она с малышами и двумя старшими детьми прожила в больничной палате.
Трехкомнатная квартира стала большим благом для семьи, но сейчас жилище становится все теснее и теснее.
– Детские кроватки я уже сложила, – говорит Елена, – мальчишки в них не помещаются. У меня в старом доме есть большие кровати. Хватило бы на всех. Вот только ставить некуда. Сейчас уже теснимся, а что будет, когда еще больше подрастут?

Соседи
Елена со слезами рассказывает, что с самого первого дня заселения в квартиру, у нее появились проблемы с соседями.
– Некоторые из них, – рассказывает Казакова, – прямо в лицо говорят: «Свалились вы на нашу голову!». Я мечтаю, что мне все-таки разрешат приватизировать эту квартиру, и я поменяю ее на дом.
Обзавестись отдельное жилище Казакова хочет не только из-за соседей. Живя в муниципальной квартире, она от муниципалитета не видит никакой помощи.

Квартира
– Когда мы сюда поселялись, – поясняет она, – нам сказали, что квартира в идеальном состоянии. В зале был ковролин. Мальчишки по нему ползали, писались, пришлось снять. И выяснилось, что полы под ним – гнилые. Стекла в окнах потрескавшиеся. Газовая колонка старая и не работает. Унитаз пришлось купить за свои деньги – поставили кое-как, так и шатается. Канализация забилась – девять дней никто не приезжал и не ремонтировал. Потому что управляющая компания за работу требует денег, а Елена Казакова, у которой семейный бюджет трещит по швам, не понимает, почему она должна платить еще и за ремонт муниципального жилья.

Грязь
– Знаете, как обидно, – возмущается Елена, – когда мне говорят: «Мамаша, вы сдайте детей в реабилитационный центр, вам же легче будет. И на работу сумеете устроиться». Когда нас из больницы выписывали, мне говорили: «Терпите, ваши дети до трех лет будут отставать от сверстников и в умственном, и в физическом развитии». А они у меня многих даже опережают. Потому что я с ними занимаюсь. И караоке, и книги, и развивающие игры… Комиссия приходит, проверяет, что у меня в холодильнике, порядок ли в квартире. Записали – грязь. Игрушки раскиданы да постели не заправлены – это грязь? Зато помощи – не допросишься.

Льготы
Елена Казакова сетует на то, что в Майнском районе не работают ни одна программа помощи многодетным, малоимущим и неполным семьям. В школе нет бесплатных учебников и бесплатных обедов. Большая проблема – плата за детский сад. Отдать 1050 за раз она не в состоянии. Несмотря даже на то, что немалая часть денег из этой платы через месяц возвращается. Да что там 1050! 200 рублей за школу искусств – и то огромная проблема для семьи, чей месячный бюджет составляет всего семь с небольшим тысяч рублей.

Музыка
10-летний Коля Казаков начал учиться в школе искусств по классу «баян» с 20 сентября. За полтора месяца, по словам педагога Николая Саушкина, достиг очень хороших результатов и опережает своих одноклассников.
– Николай Семенович сказал мне, – говорит Елена, – что если Коля и дальше с таким же интересом будет заниматься музыкой, он может многого достигнуть.
– Мне очень нравится заниматься в музыкальной школе, – признается Коля. – Особенно сольфеджио люблю. Там задания интересные такие. И легкие. У меня только четверки да пятерки…

Плата
Но выяснилось, что Николая в любой момент могут попросить из школы. Потому что у мамы, которая искренне радуется за сына, катастрофически не хватает денег на все. И в выборе «макароны-баян» в последнее время побеждают макароны.
До газеты дошли сведения, что исключение Николая Казакова из школы вопрос почти решенный. Решить его положительно может только педсовет. Но, по непроверенной информации, педагоги не настроены на то, чтобы разрешить Коле учиться бесплатно.

Глава
Однако оказалось, что слухи эти несколько преувеличены. Газете удалось донести проблему до главы районной администрации Александра Дорофеева. Тот позвонил директору школы искусств Людмиле Погодиной.
– До Нового года, – передал он содержание разговора с ней, – Николай может заниматься без проблем – это школа так решила. Директор сказала, что, в принципе, Николаю можно разрешить учиться и дальше за счет школы. Но я решил сделать иначе. Зачем вешать на школу эту нагрузку? Это ведь задача района – забота обо всех детях. Я вынесу этот вопрос на сессию Совета депутатов. Наверняка, в школе есть еще дети, чьи родители находятся в сложных жизненных ситуациях. Их не так много, и наша задача сделать так, чтобы они учились, несмотря на все трудности в семьях.