Социально значимые фотопроекты, первый разряд по альпинизму, стремление открывать что-то новое для себя и других и любовь к пленочной камере «Киев» с десятком кадров на полет творчества – таков автор фотовыставки, проходящей в ДК «Губернаторский». 25-летний фотограф Михаил Сафиуллин приоткрывает тайну закулисной жизни бывшего ЦНК.

Фотопроект «Будни и праздники» подготовлен к открытию юбилейного творческого сезона «Губернаторского». 60 фотографий показывают повседневную жизнь ЦНК – такой, какой ее видим мы, зрители, и такой, какой вряд ли когда увидим, лично не побывав за кулисами. Михаил провел нас по выставке, попутно рассказывая о себе:

– Я учился в Казани на экономиста, но ушел с предпоследнего курса – решил, что это не мое. Долго искал себя в Ульяновске, и так получилось, что попал в фотошколу Валерия Дурнова, где проучился полгода. Потом меня пригласили работать в студию. Я отказался от своей основной работы промышленного альпиниста…

– Фотография оказалась интереснее работы промышленным альпинистом?

– Я спортсмен-альпинист с первым разрядом по альпинизму. Занимался промышленным альпинизмом, потому что был период, когда у меня не было возможности ездить в горы, и я это желание реализовывал таким образом. Потом я понял, что это не то, что я хочу, и решил заниматься спортивным альпинизмом и зарабатывать чем-то другим. Пошел уже четвертый год, как я всерьез занимаюсь фотографией: она занимает все мое время – это и заработок, и образ жизни. Работаю над разными заказами, но бытовую фотографию я чаще использую для поддержания «фотографической формы» и общения с людьми. Это неприоритетное направление моей деятельности. Последние несколько месяцев я уделил социальным проектам.

– Для чего вам социальные проекты? Ведь не секрет, что многие фотографы полностью уходят в бизнес, и фотография для них – исключительно заработок неплохих денег.

– Хочется открыть себе и людям этот мир. Я знаю людей, которые, например, ушли с работы, и у них образовалось свободное время, а они не знают чем заняться. А фотография это такая штука, которая есть всегда и везде. Она способна помочь почувствовать себя человеком. Она поддерживает интерес, огонь в глазах, спасает в трудные моменты жизни, человек находит в ней отдушину. На мой взгляд, это очень важно. Если через меня фотография придет в чью-то жизнь, это будет очень здорово. В прошлом году был реализован мой первый социальный проект «Общежитие» – об общежитии, в котором я на тот момент жил. Но это не для широкой публики.

– Запечатлели лица и обстановку общежития или пошли другим путем?

– Да – лица, обстановку… Но фотография – это не то, что изображено, а то, как это сделано. И тут уже все смешивается – и лица, и обстановка, и в итоге создается общее впечатление. Еще я принимал участие в проекте «Начини с себя»: мы работали в селе Языково, готовили снимки. Проект в «Губернаторском» – это моя первая персональная выставка.

– А почему именно учреждение культуры решили фотографировать?

– Меня привлекают искренние люди, которые делают дело, а не «работу работают». Люди со светом в глазах. Это я познал еще с детства: 4 года ходил на танцы, в старших классах – в фотокружок. Атмосфера творчества, незаурядности, простоты и доброты – к ней хочется прикоснуться, все время этого ждешь и везде ищешь. ЦНК оказался сосредоточением таких вещей. Особенность выставки в её подаче: одно дело сделать хороший снимок, а другое – собрать из них серию. Если сделать несколько шагов от фотографий, окинуть взглядом сразу несколько из них, то рождается с одной стороны чувство единства, а с другой развития и движения, ритма.

– За счет чего удается добиться ритма в фотографии?

– Есть такое понятие «ряды» – оно употребляется в визуальном искусстве: это повторяющиеся элементы изображения, например, чередование черных и белых полос, рядов рук в танце и т.д. Они создают ритм как в музыкальных произведениях – медленный, быстрый. В фотографии то же самое. Так зритель может глубже чувствовать атмосферу.

А зрители считывают эту информацию или больше внимания уделяют содержанию?

– Есть люди, которые понимают больше или меньше, а есть люди, которые понимают шире, чем могу понимать я. Так, художник Александр Зинин, который помогал мне и курировал работу над выставкой, видит в них смыслов и значений на порядок больше, чем я. Или вот специальная техника съемки – «в проводку», которая часто применяется при съемке спортивных мероприятий, когда центральные объекты относительно резки, а фон смазанный – за счет этого создается эффект движения: некоторые спрашивают, а что это такая не резкая фотография? Вы что, фотографировать не умеете? А другие говорят – мне очень понравилось!

Михаил показывает следующие фотографии: на первый взгляд, не сразу понятно, что и как на них снято. Оказывается, фото сделано с лесов, находящихся высоко над сценой – внизу кипит работа, а наверху – загадочная атмосфера и скрипучие доски. На выставке показаны репетиции и концерты, костюмерные, сцена так, как ее видят зрители, и жизнь по ту сторону кулис. Есть фотографии, по цветовой гамме и композиции напоминающие работы известных мастеров живописи.

Кстати, Александр Зинин отметил, что его «подкупила палитра, диапазоны цветовых тональных средств, которыми Михаил умеет пользоваться». В итоге получилась живая выставка. Фотографии висят без рамок, чтобы органично происходил переход от кадра к кадру.

– А техника какое место занимает в работе фотографа?

– Для этой выставки я использовал одновременно две зеркальные камеры с портретным и репортажным объективами. По этому поводу я всегда вспоминаю выражение «фетишизм от фотографии»: люди берут себе самую дорогую камеру – и они уже фотографы. Кто-то из великих говорил, что хорошей фотографии все равно, какой камерой она сделана. Фотограф и художник должен любить объект, который изображает. Все, что я снимаю, мне безумно интересно. Интересна была и работа с людьми: они не совсем привыкли, что к ним «врываются» посреди репетиции и начинают фотографировать. А моя любимая камера – пленочный аппарат Киев с пленкой всего в 10 кадров. Если фотография, сделанная на нем, получилась, то, считай, это шедевр. В горах снимаю на фотоаппарат для подводной съемки – он маленький, крепится к поясу рюкзака и не промокает.

– Кстати, а в горы «тянет»?

– Да, этим летом полтора месяца в горах был. Сейчас готовлю проект «Дорога в горы», посвященный горным пейзажам и жизни в горах. Также я курирую создание большой выставки работ госслужащих, которая откроется 9 декабря в Драмтеатре: там есть настоящие шедевры! Кроме того, даю для них серию мастер-классов.

Юлия Узрютова