Анна КОРНИЕНКО
Ульяновцы посмотрели новое творение известного актера «+1».
Спектакль «+1» – о невозможности быть узнанным другими людьми. Даже близкие и родные не могут понять нас в полной мере. Об этой проблеме рассказал Евгений Гришковец ульяновским зрителям, однако, не забыл и про простые мирские слабости – зависть, любопытство, лень, тщеславие. Также писатель не упустил из виду такие вечные понятия, как счастье и любовь. Зрители долго не отпускали артиста со сцены, аплодируя ему стоя.
«Меня никто не знает», – с этого шокирующего заявления начал свое выступление Евгений Гришковец. Из уст столь известного писателя такие слова звучат абсурдно и непонятно. Потом он, конечно, объяснил, что речь идет не об узнавании, а о передаче впечатлений и своих мыслей другому человеку. Ведь мы никогда не сможем в точности описать свои ощущения своему собеседнику – даже слова такие есть, просто мы не сможем. Поэтому сколько бы людей на Земле не было, герой все равно чувствует себя «+1» к человечеству.
Как всегда, выступление Гришковца казалось не продуманным, будто он настолько увлекается воспоминаниями, что забывает о сценарии. Но он, как и обещал, почти уложился в два часа 10 минут, которые должен идти спектакль. Очень уж откровенно говорит Евгений Гришковец – даже не верится, что это может быть спланировано.
Так, например, он рассказал о том, как собирался на вечер встреч выпускников. Одевался, прихорашивался, но как бы небрежно, чтобы не подумали, что он полдня готовился. Даже новые ботинки купил, уговаривая себя: «Просто уже пришло время обновить обувь».
И все это, конечно, было для нее – той самой девочки, которая сидела у окна, в школьные годы. Но девочка уже стала женщиной – и, слава Богу, что тогда ничего с ней не получилось. «А может, она обо мне так же подумала? Интересно, а кто первый так подумал? Кто кого «сделал»?»
Также герой Евгения Гришковца очень переживал – может, кто-то из одноклассников добился чего-то большего в жизни, чем он. Вдруг они лучше? Его главный конкурент Мишка не пришел на встречу, а прислал письмо… из-за границы. Учительница с восхищением зачитывала его: «Все хорошо… работаю в крупной компании… продаю пылесосы».
«Фух!» Сразу легче стало. Кто так не думал? Благодаря этому сходству мыслей со всеми людьми, прямо-таки физически ощущалась дружественная атмосфера в зале. Будто нас не разделяла сцена, а просто собрались старые знакомые почему-то в театре и болтают о своем, о жизненном. Так, Гришковец периодически обращался к сидящим в зале, спрашивал, зачем это его фотографируют и просил не печатать СМС во время спектакля, а то он видит подсвеченные синим цветом лица: «Ужасное зрелище!». Поэтому граница между общением и выступлением стала совсем незримой.
Также Евгений Гришковец мечтал быть полярником и потеряться где-нибудь на крайнем Севере. Все друзья погибли, а он остался один и замерзает. Зачем об этом мечтать? Только для того, чтобы все искали!
По ходу спектакля герой переодевался в космонавта – и все окрашивалось в красный цвет, ведь он на Марсе.
Еще он мечтал о Рае, только не о таком, который нарисовала бабушка, ведь тогда сосед сверху туда не попадет – он пьет, а вообще дядька хороший. И вообще, о Рае мечтать слишком дерзко, хотя мечтать можно – рассчитывать дерзко.
Спектакль «+1» – едва ли не самый откровенный монолог Гришковца, над которым он работал около трех лет. Как он может быть таким непосредственным на сцене, неужели не возникает чувства неприкрытости перед зрителем, беззащитности? На этот вопрос Евгений Гришковец ответил «КП»:
– Эту незащищенность я в той или иной мере испытываю с первого своего спектакля. Другой вопрос, что в особо исповедальные моменты я защищаюсь своими собственными воспоминаниями, погружаюсь в них настолько глубоко, что между мной и зрителем встает стена. Наверное, это плохо…