Анна КОРНИЕНКО
Показ спектакля «Женщина-интригантка…» сорвался по не известной причине.
Зрители 16 ноября собрались в драматическом театре, чтобы увидеть спектакль «Жена-интригантка..», отдав за билеты от 800 до полутора тысячи рублей. Пришли дамы в своих лучших нарядах, кавалеры в костюмах – все, как положено. Прозвучало три звонка перед тем, как занавес открылся – все по плану. А потом на сцену вышла Ирина Муравьева…

– Мне много приходилось говорить со сцены, но такое говорю впервые: спектакля не будет по не зависящим от меня причинам. Но есть я, попробую вас поинтриговать и как-то заменить наш спектакль. Если вы согласитесь, то мы этот вечер проведем вместе и назовем его «Творческая встреча». Я буду отвечать на вопросы, покажу вам отрывки из своих фильмов, спою.

Поначалу все восприняли новость как шутку, но когда артистка начала рассказывать свою биографию, расстроились. Многие зрители покинули зал в течение творческой встречи с актрисой, собираясь требовать деньги за билеты на спектакль. Другие остались, кто-то даже был доволен вечером – когда еще сможешь задать вопрос звезде такого масштаба? Начали, конечно, с биографии…

– Я москвичка, хотя и играла очень много провинциальных девочек, – говорят, у меня это хорошо получалось, – говорит Ирина Вадимовна. – У меня – строгая семья, жила я в неволе все детство, мама не отдавала нас ни в детский сад, ни в пионерский лагерь – я не знала, что это такое.

Папа Ирины Муравьевой пошел на фронт в 1942 году и дошел до Берлина, мама была в оккупации. Ее родители познакомились в июле 41 года, через два месяца поженились и прожили вместе 62 года. Когда Ирина Вадимовна закончила школу, она захотела стать артисткой:

– Я поступала во все театральные институты, откуда была выпровожена на улицу, поскольку не пригодилась нигде. Хотела одного: только бы взяли, там уже ничего неважно – не нужно больших ролей – только дышать этим воздухом. На следующий год я опять стала поступать в театральный и снова поняла, что нигде не пригодилась. И вдруг я слышу, что в драматической студии центрального детского театра объявляется прием, но только для москвичей.
Ирина Муравьева

Так Ирина Муравьева попала в детский театр, где проработала семь лет. Поступать больше не решилась:

– Я тогда поняла, что никогда в жизни не буду поступать в театральный институт – это самое страшное, ужасное, обидное, унизительное, оскорбительное и неблагодарное. В детском театре играла я очень много. Первая – была роль мальчика, это был водевиль «Сомбреро» Михалкова.

Но артистка не хотела задерживаться в детском театре: во-первых, уходит время – с возрастом не все роли можешь играть, во-вторых, хотелось выступать и для взрослого зрителя.

– Еще мне не давала покоя история… Одна замечательная артистка очень долго играла мальчиков. Однажды, она подошла к доске объявлений, там висели детские рецензии на спектакли. В одной – написано: «Мне понравился спектакль «Сын полка», особенно понравился маленький старичок, который играл маленького мальчика». Чтобы до старичка у меня дело не дошло, я сделала шаг и вышла во взрослый театр, театр имени Моссовета.

После него Ирину Муравьеву пригласил Малый театр:

– У меня там началась новая жизнь, то есть в малом театре играют только классику, а в классическом репертуаре очень много взрослых ролей. Я там сыграла Раневскую из «Вишневого сада», Павину в «Волки и овцы», Матрену по Толстому «Власть тьмы».

О кино актриса никогда не мечтала. Отчасти, потому что считала, что с ее внешностью нечего делать на экранах. Однако, появился режиссер Самсонов, который снял ее в фильме «Чисто английское убийство».

– Читая сценарии, я большей частью не понимаю, получится ли что-то хорошее или нет, – делится Ирина Вадимовна. – Но сценарий «Москва слезам не верит» я прочитала в одно мгновение в запой… После выхода этого фильма в Москве, многие отнеслись к нему скептически. И тут, раз, и нам говорят, что в Америке фильму дали «Оскара» – это тоже самое, что сейчас сказать, что на Марсе выдали какую-то непонятную награду. Тут же сочинили анекдот: «Москва в слезах – не верит». Эту премию я еще не видела. Долгое время она стояла в киностудии Мосфильма у директора. Случилась перестройка – молодец Меньшов – выкрал и поставил у себя дома. Потому что это его фильм! Недавно я встретила одного критика, которого знаю еще со студенчества, он сказал: «Я недавно посмотрел фильм «Москва слезам не верит». Я всегда знал, что ужасный фильм, правда, никогда его не видел. Просмотрел от начала до конца какой-то фильм, очень заинтересовался, а оказалось, это «Москва…».

Ирина Муравьева верит в случайности: вот, иногда делаешь что-то серьезное, а оно не получается, а иногда:

– За свою последнюю работу в фильме «Китайская бабушка» я получила премию «Лучшая второстепенная роль», хотя не рассчитывала ни на что. В фильме главные роли играют Нина Русланова и Александр Михайлов. Я подумала, что у меня самая смешная роль, но когда увидела, как играет Русланова, а ей еще поддает Михайлов, поняла, что мне их не переиграть. И я была там очень спокойная, ласковая, незаметная, чтобы просто выглядеть достойно среди этих людей. А мне премию дали!

Ирина Муравьева говорила-говорила, а потом остановилась и сказала очень застенчиво: «Я сейчас очень вас боюсь: вы хотели смотреть спектакль, а я тут надрываюсь!»

Зрители посмотрели отрывки из фильмов с участием Ирины Муравьевой, послушали песни в ее исполнении и задали вопросы…

– Нет ли у Меньшова мысли снять «Москва…2»?

– Такие мысли ходили уже давно, но как-то все рассеялось. Мне кажется, не нужно его снимать, потому что еще ни одно продолжение еще не имело успеха.

– Вы мечтали о какой-то роли?

– Я мечтала сыграть в «Грозе», очень был хороший сценарий написан для кино. Я поняла, что это для меня, там был нюанс такой – оттенок веселый, жизнерадостный, которую сломили девочку. Но не удалось. А вообще, мечтать никогда не нужно, потому что такая профессия, где тебе предлагают – ты выбираешь. Никогда ты не будешь первоисточником предложения.

– С кем вам больше всего понравилось играть?

– Был такой артист, он озвучивал старичка, а я – козу, в следующий раз встретились: он озвучивает волка, а я – козу. И прощаясь, он мне сказал: «До свидания! До следующих коз!» – смеется.

С Сашей Абдуловым было играть счастье, замечательный был артист: придумщик, импровизатор, – столько энергии, жизни, правды от него шло. В одном только фильме ему не разрешили ничего делать – «Самая обаятельная и привлекательная». Там его просто задушили режиссер и автор. Там, действительно нельзя было менять ни одного слова, ни одной буквы. Для него это было смерти подобно – ему было скучно играть только текст.

– Преподаете ли вы в театральном ВУЗе?

– Нет. Предлагали, даже сказали, что через год я буду профессором. Это мило было, но я поняла, что не смогу. Во-первых, нужен определенный талант, во-вторых, я совершенно не выношу, когда плохо играют, а студенты очень часто играют плохо.

– Вы играли в теле-спектакле «Дальше тишина» с Раневской. Каково это играть с ней?

– Я не ТВ-спектакле играла, а на сцене театра Моссовета. Меня вызвали репетировать с Раневской. Как выяснилось, потом выяснилось, это были мои смотрины. Вот, пришла я. Мы порепетировали, все было замечательно. Потом в театре, мне сказали: «Все! Она приняла тебя!»

Некоторые говорят, что Раневская не человек – она люди. Действительно, она разная, непредсказуемая. Помню такой случай. Мы играли первый спектакль. Вот, наша встреча. Я к ней подбегаю, она берет меня за руку и дальше по сценарию – все разыграли, все замечательно. Поклон. И вдруг она выводит меня, кланяется вместе с ней и говорит: «Видите, как я вас к себе приблизила?» На следующий спектакль я прихожу, жду за кулисами – мой выход. Я подбегаю к ней.. и понимаю, что что-то произошло, она даже не смотрит в мою сторону. И у нее холодные руки. Сыграли – разбежались.

Потом мне говорят: «Беги к Раневской, проси прощения! Ты не пришла, не поздоровалась перед спектаклем! Она кричит, что ты невоспитанная девчонка!» Я села, ноги у меня отнялись – молодая артистка, только пришла в театр – и поняла, что я ни в чем не виновата. Я никуда не пойду. На следующий спектакль былой обиды не было. Если бы я пошла, то она меня потом всю жизнь бы ненавидела. Она любила что-то такое сделать артисту, но чтобы он держал себя в руках. А тот, кто сдался, тех она ненавидела.

– У вас такие красивые серьги, расскажите о своих любимых украшениях.

– Спасибо. Я вообще холодно отношусь к драгоценностям. Можно сказать безразлично. Надеваю только то, что может быть только цветовой краской, бриллианты это или просто какая-то стекляшка – все равно. Я, наверное, не настоящая женщина.

– Что стало с вашей кухней после «Квартирного вопроса»?

– Так много времени прошло, и везде еще интересуются. Все поставили на место. Я, наверное, единственная, кому не понравилось, и я настояла, чтобы вернули все назад. Сейчас я живу в нормальной обстановке.

– Почему вы так легко согласились отвечать на любые вопросы любых людей, если в принципе не любите отвечать?

– Меня лично попросили спасти ситуацию, поэтому я приехала. Но любишь – не любишь, а вопрос-вопросу рознь. Я люблю отвечать на вопросы просто зрителей, а не работников печати.

Многие ушли недовольными: «Не для того мы шли, чтобы ее биографию слушать!», другие, наоборот, порадовались, что можно было так легко пообщаться с известной актрисой. Однако, люди потянулись требовать деньги обратно за несостоявшийся спектакль.

– У нас распоряжение – отдавать по 1000 рублей тем, у кого были самые дорогие билеты, остальным – нет, – сказали нам в кассе. – Вернули 7 билетов, но народ с местами подешевле возмущается – не Муравьеву они хотели увидеть.