Скажите, кто из вас не стоял в очереди за талончиком к врачу? Причем прийти надо обязательно к определенному часу и не забыть полис. К великой радости многих времена меняются, на смену бумажно-волокитно-рутиной регистратуре практически пришла электронная. Что это такое, как ей пользоваться и как она выглядит? Обо всем об этом поделился с читателями «Симбирского обозревателя» директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Альберт Ренатович Гайнутдинов.
– Если в двух словах сказать, электронная регистратура – это программный продукт. Вы, наверно, уже слышали, что в концепции Министерства здравоохранения и соцразвития РФ лежит создание единой информационной системы в сфере здравоохранения, которая делится на два сегмента: федеральный и региональный. Соответственно в региональный сегмент входит ряд информационных систем, в том числе и единая медицинская информационная система. Для автоматизации определенных процессов, которые проходят в лечебных учреждениях, таких как регистрация, учет, обслуживание граждан, система взаиморасчета с территориальным фондом, ведение амбулаторной, стационарной карты пациента, создается электронная медицинская карта. В том числе и электронная регистратура. Вспомните, как раньше записывались? Пришел, причем к определенному времени, тебя записали, в лучшем случае дали талончик или пошел, встал в очередь. Электронная регистратура позволяет записываться на прием к врачу разными путями: через портал интернета, по телефону, через информационные киоски, через контактный центр (call-центр) на единый номер. Самое главное, чтобы все записи фиксировалась в одной базе данных.
Следующий этап – автоматизация рабочих мест врачей, которые должны видеть в режиме он-лайн, кто к ним записан. Цель – перенести беспорядочную очередь за дверью врача в разряд планируемых. Зачем нам приходить и ждать 2 часа под дверью врача в ожидании, когда можно записаться на определенное время, пусть даже в другой день. Вот какая задача электронной регистратуры. Она, конечно, не снимет нагрузку с врачей, если их мало. Но она в любом случае решит социальный момент внутри самой очереди, не будет нервозности. Многие спрашивают, а как же внеочередники, которые имеют право на льготу. Ну что такое внеочередники? Все это придумано, чтобы не стоять в очереди. Если все будут записываться планомерно, то и стоять в очереди не надо будет.
Как внедряется электронная регистратура на территории региона? Где она есть, где ее нет?
Процесс внедрения наш центр начал с декабря прошлого года, то есть год назад. Чтобы опробовать, как работает система, запустили пилотный проект. В него вошли несколько лечебных учреждений, в том числе и областная клиническая больница. На базе этой больницы провели бесплатный пилот. Все центральные районные больницы стали туда записывать пациентов по предварительным записям. Затем мы утвердили план внедрения электронной регистратуры. Согласно этому плану до 19 декабря этого года все 100% лечебных учреждений, а их у нас 69, должны иметь возможность использовать электронную регистратуру. Речь идет о тех лечебных учреждениях, которые ведут амбулаторно-поликлинический прием. Идея проста. Она влечет за собой продолжение процесса создания единой электронной медицинской системы. В принципе теперь каждое лечебное учреждение на территории региона может использовать электронную регистратуру независимо от количества пользователей. Специалистов ЛПУ мы обучаем силами МИАЦ.
Объясните, что нужно сделать, чтобы записаться через электронную регистратуру?
Записываться пока можно только двумя способами: по телефону и через сайт www.doktor73.ru . Это портал нашего взаимодействия с пациентами.
Если вы решили записаться через сайт, прежде всего, необходимо зарегистрироваться, создать свой личный кабинет. Это надо для того, чтобы мы знали, что вы записывайтесь в поликлинику не просто ради интереса проверить, как работает система, а как пациент. В личном кабинете необходимо зарегистрировать картотеку. Чтобы добавить карточку в картотеку, надо выбрать лечебное учреждение, к которому вы обязательно прикреплены, и внести данные. И если данные совпали с базой ОМС, то вы зарегистрируйтесь. Еще раз подчеркиваю, вы должны быть в базе вашего лечебного учреждения. Если не получилось зарегистрироваться, значит в базе данных указаны неверно ваше имя или полис. Таким образом, мы получаем достоверную базу пациентов.
После того как вы зарегистрировались, можете записываться. Вам система покажет, кто у вас участковый, какая у вас поликлиника. В дальнейшем можно будет и вызвать врача на дом. Эта функция технически работает, но административно ее еще не ввели в практику.
Сегодня также возможно записаться к узким специалистам. Данная услуга действует в любой поликлинике г.Ульяновска, а также в центральных районных больницах.
На портале созданы страницы-визитки ЛПУ, где указаны схема проезда, краткая информация о самом лечебном учреждении, фотографии, услуги. ЛПУ могут вывешивать дополнительную информацию.
К кому можно записаться, решает само лечебное учреждение. Некоторые жалуются, предъявляя нам претензии в том, что, к примеру, не могут записаться к неврологу. Администрация поликлиники сама определяет список врачей, к кому можно записаться через портал. К остальным – только через регистратуру.
Вообще, согласитесь, пациент не может определить сам себе, что ему нужно к хирургу. Направлять должен участковый врач. Те списки узких специалистов, что даются на портале, это дань уважения к веяниям времени. Но это не должно быть огульно. Многие записываются на всякий случай, провериться. А если вам надо срочно к врачу? Вы пришли – а у врача уже нет свободного окошка, все записались через портал. К самым ценным специалистам талоны расхватываются мгновенно: за полчаса – их нет на две недели вперед. Поэтому ввели квотирование: через интернет, к примеру, ЛПУ выделяют три талончика в день, остальное – через врача, другие формы записи. К сожалению, не все жители это понимают и считают, что это недостаток электронной регистратуры. На все вопросы посетителей сайта мы отвечаем, причем быстро. Совместно со специалистами Минздрава разбираем каждый случай отдельно. Таким образом, мы приучаем и себя, и лечебные учреждения работать с электронной регистратурой. Важно, чтобы врач вовремя вызвал, чтобы регламент соблюдался, иначе мы дискредитируем саму идею. В тех лечебных учреждениях, где соблюдается регламент, к примеру, 2-ая детская, постоянно идут благодарности от пациентов.
То есть многое зависит от работы поликлиник?
Практически все теперь зависит от поликлиник. Мы свою задачу выполнили: внедрили систему, мы ее обслуживаем, чтобы она работала. А дальше работают пользователи, операторы системы, то есть сами ЛПУ. Они отвечают за свое расписание, они отвечают, чтобы вовремя предоставить врачу списки записанных. Это работа администраций лечебных учреждений. И мы совместно с пациентами приучаем ЛПУ работать по-новому. Это совместный тяжелый труд. Практически мы меняем психологию. Кардинально меняем подходы. Участковому, который никогда не сидел за компьютером, будет сложно представить, что можно посмотреть на портале, кто к нему стоит в очереди. Но на дворе 21 век, и приходится таким способам давать понять врачам, что их отношения с пациентом не остаются какой-то тайной. Пациент может обратиться вплоть до министра и получить вразумительный ответ.
На портале много жалоб на врачей?
Их становится все меньше и меньше. Как правило, спрашивают, где какой специалист принимает, и порой задают вопросы совсем не по теме, такие как «может ли у взрослого человека развязаться пупок?».
Некоторые дают дельные советы. Вот, к примеру, «талоны вообще бы следовало распечатывать дома». Мое мнение – не нужны бумажные талоны. Но пока мы не автоматизировали рабочие места врачей, такая услуга должна появиться. С этим распечатанным талоном можно без регистратуры пойти к врачу. Мы к этому предложению прислушаемся. Обязательно попросим разработчиков, чтобы дали возможность распечатывать талон.
А что гласит статистика? Много людей посещают ваш сайт?
Да, статистику не обманешь. Только сегодня у нас зарегистрировалось 207 новых человек. Во всем Рунете более 16000 медицинских сайтов, мы занимаем 212 место на этот момент. Сейчас у нас 56000 личных кабинетов, наш прирост идет примерно 1,5-2 тысячи в неделю. За прошлый месяц более 807 тысяч обращений на портал, из которых более 100 тысяч новые пользователи и 62 тысячи обратились к помощи портала второй раз. Рейтинг портала в области колоссальный. Это говорит о том, что сама услуга становится все более популярной.
За прошлую неделю электронной регистратурой воспользовалось 11 тысяч человек. С точки зрения области цифра еще не велика. К сожалению, не все знают об этой услуге, а если и знают, пока не решаются воспользоваться.

Что мы имеем сегодня у нас в регионе в плане информатизации всей системы здравоохранения?

Как я уже сказал, ведутся работы по внедрению электронной регистратуры, а также паспорта ЛПУ, персонифицированного учета лекарственных средств. В рамках медицинской информационной системы готовятся пилотные проекты по внедрению модуля взаиморасчетов между ЛПУ и страховыми медицинскими организациями, выписки листов нетрудоспособности, модуля иммунопрофилактики. Ведется работа с регистрами, созданными на федеральном уровне.
Электронная регистратура – это самая маленькая часть задуманного. Год назад еще об этом не помышляли. Скажу, не без гордости, что многие регионы к этому шли годами, затрачивая огромные средства. Мы это сумели пройти одним шагом, в течение года.
Но проект объемный, и впереди еще большие перспективы по расширению.