Кроме карандашей и всевозможных красок для своих рисунков, молодая ульяновская художница Мария ЧЕМИДРОНОВА использует… кофе! Ей удалось доказать: можно не только гадать на кофейной гуще, но и рисовать с ее помощью.
ДАЛ КОНФЕТУ – ПОСМОТРЕЛ ВЫСТАВКУ НА КОВРЕ
– Первый вопрос вполне логичен – откуда увлечение рисованием? Понятно, что в детстве рисуют все, но до людей, которые серьезно увлекаются живописью или графикой, дорастают немногие.
– У меня как раз все пошло из детства: очень много рисовала уже тогда. И старательно. Срисовывала картинки из книжек, старалась нарисовать так, чтобы было максимально похоже!
– Получалось?
– Взрослые говорили, что – да.
– ..то есть поддерживали, а от этого появилось желание стать художницей?
– Возможно. Я еще в детстве дома устраивала выставки своих работ, развешивала их по коврам.
Mariachi
– Получалась, как в музее – в картинном зале?
– Да! При этом я брала плату за вход, как в настоящем музее.
– Деньгами? С родителей, с родных и знакомых?
– Нет, ну не деньгами, а конфетами, например.
Говорят, сегодня звездопад?
ЧТО, ЕСЛИ НЕ РИСОВАНИЕ?
– А дальше?
– А дальше все пошло-поехало, и когда встал выбор, чем заниматься, куда поступать, сомнений уже не было – факультет культуры и искусства, туда, где можно порисовать.
– А чем Марии Чемидроновой больше всего нравится рисовать? Карандаш, какие-то определенные краски… Есть ли любимый «инструмент»?
– Все зависит от ситуации. Когда заказывают шаржи или портреты, то мне проще сделать это карандашом. А вот для себя – по настроению. Я очень люблю акварель, но ей не всегда получается – это очень сложный материал. А еще кофе…
– А кофе как материал для написания картин откуда появился? Это что-то новое, или Вы не изобретали велосипед, а просто у кого-то подсмотрели?
– Не надо думать, что я что-то специально изобрела. Это произошло спонтанно – от нечего делать!
ПЕРВАЯ КОФЕЙНАЯ ДЕВУШКА
– Далеко не каждому человеку, пьющему кофе, придет идея нарисовать им картину…
– Не каждому. Но все же это не секрет. Сейчас и кофе рисуют, и соусами всякими, и чем только ни рисуют… Есть же творческие люди! Я просто несколько лет назад была в одной кофейне, заказала чашку кофе. Бумага и кисточка были с собой. И, чтобы скоротать время, стала рисовать, макая кисточку в кофе…
– Вот так просто все и получилось?
– Да! Чашка самого обычного кофе, и все… Так все и началось!
– А что было на том первом рисунке?
– Там была какая-то «кофейная девушка». Потом все официантки подходили – говорили: «Какая красота!» Что-то в образе искали, думали, с кого из них срисовано. Но это была просто девушка. Жаль, что тот рисунок не сохранился.
Кофейная леди
– И откуда же возник тот образ?
– А он просто из головы рождается. И моя преподавательница мне все время говорит, что девушки, которых я рисую, или люди, которых рисую «с натуры», похожи на меня. С одной стороны, это плохо, потому что надо учитывать индивидуальные черты человека, а я все несу от себя. С другой, так больше энергии вкладывается в рисунок.
ВДОХНОВЕНИЕ ОТ ПРЕДАННОЙ МУЗЫ
– Вы говорили, что трудно рисовать акварелью. А кофе по сравнению с этой краской насколько сложный материал?
– Кофе вполне можно сравнить с акварелью, но тут сами композиции у меня проще. Они такие… мультяшные что ли в основном. Но я давно уже не делала «кофейных» работ.
– Тоже нужно вдохновение?
– Конечно! Меня Муза моя вдохновляла, а сейчас она как-то… не вдохновляет.
– И кто же Муза художницы Марии Чемидроновой?
– Все просто: Муза – это моя собака.
Дама с собачкой
– А как собака вдохновляет?
– Чтобы это понять, нужно иметь таксу: это милое и доброе существо. Она и на работах у меня присутствует.
– А не было желания предложить свои «кофейные» рисунки для интерьера какого-то заведения, где этот самый кофе подают?
– Было такое предложение от одной ульяновской кофейни. Арт-менеджер заведения просил у меня работы, я давала ему распечатки. Но вот не знаю, вывешивали их или нет – не было времени зайти.
– Как знакомые отзываются о рисунках, сделанных кофе? Все же для абсолютного большинства кофе – непривычный материал для рисования.
– Плохих отзывов не слышала. Разве что за спиной говорят… Ну, всем не угодишь… А так… Мне кажется, нравится людям.
Кофейный дождик
ПРО «3 В 1» БЕЗ ПАФОСА
– А почему же все-таки кофе, а не соус и не майонез?
– Ароматнее. Мне запах кофе нравится куда больше, чем запах майонеза (смеется).
– А есть ли разница, каким кофе делать работы? Дорогим или дешевым? Есть ли определенный сорт для рисования? Нужно рисовать растворимым, в зернах или подойдет и «3 в 1» из пакетика?
– Конечно, можно попафосничать, сказать с серьезным видом: «нужно его обязательно долго варить». Но нет – дома я рисую обычным растворимым кофе, таким, какой есть во всех магазинах. Да и «3 в 1», кажется, сойдет. Просто нужно слоями накладывать, чтобы было не так бледно.
Непогода
– Помимо выставки в кафе, которая то ли была, то ли нет – есть желание организовать выставку своих работ? Серьезную, не как в детстве.
– Конечно, я не против. Но времени совсем нет. Выставки, в принципе, часто проходят: главное – заявку подать.
«НЕ АФИШИРУЮ!»
– Мария, Вы одна «кофейная художница» или еще кто-то есть? Может быть, с кем-то пообщаться удалось?
– Нет. Но, думаю, я не одна. Многие, наверное, просто не афишируют. Да я и сама не особо афиширую, просто выкладываю на своей страничке в «ВКонтакте».
– Кроме кофе, есть мысли о каких-то необычных материалах для рисования?
– Необычных? Нет, не думала… Единственное, что я хочу себе купить – акриловую краску. Но пока то ли руки не доходят, то ли ноги не доносят до магазина.
– Есть ли у Вас любимый художник?
– Я знала, что будет такой вопрос, думала еще – что отвечать? Но… у меня нет любимого художника. Есть любимые картины у разных художников. Нет и любимого направления… Ну, может, художник такой Фешин – его работы нравятся, экспрессивная живопись. Картины, которые ты хочешь увидеть, зависят от настроения.
Привет с луны
– А самой хочется стать великой художницей?
– Можно сказать, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но пока я просто хочу работать и «выплескивать» свои эмоции на картины. Любые – карандашом, красками, кофе… А еще я расписываю матрешек… И все это очень здорово!
Текст – Игорь Кранцев
Фото Юлии Липатовой и из личных архивов Марии Чемидроновой