Приезжие эксперты-критики из Москвы и зарубежья неоднозначно оценили прошедший в нашем городе с 10 по 16 ноября V Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». На пресс-конференции они поделились с журналистами своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Доброе слово о фестивале замолвила Анастасия Ефремова, редактор журнала «Страстной бульвар, 10», президент Благотворительного фонда Олега Ефремова, президент фестиваля «ПостЕфремовское пространство». Анастасию Олеговну порадовало, что фестиваль в Ульяновске живет и развивается, из спектаклей ей особенно понравился «Вишневый сад» театра кукол «Огниво» из Мытищ (режиссер Олег Жюгжда).
Театровед, критик, драматург, член Международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО, художественный руководитель и президент фестивалей в Германии и Украине Нина Мазур отметила спектакли «Чувства» и «Наташина мечта» Ульяновского драматического театра (режиссер Линас Зайкаускас). В деликатной форме она пожелала фестивалю на будущее более яркой и разнообразной афиши.
Те же спектакли похвалила координатор Международного института Средиземноморского театра Драгана Бошкович, приехавшая на фестиваль из Сербии. Ее совет – отбирать в фестивальную программу работы, которые стоят ближе к европейским театральным тенденциям.
Солидарной с коллегами в выборе лучших постановок была и главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Александра Лаврова. Но, в целом, по ее мнению, уровень фестивальной программы был неровный, в нее попал такой слабый спектакль, как «Обрыв» Великолукского драматического театра (режиссер Павел Сергеев). Критик отметила, что фестиваль не должен быть законсервированным на одной теме, на одном имени Гончарова. Нужно изменить направление, сделать фестиваль более разнообразным.
«Кисленьким» назвал свое впечатление Александр Соколянский. Немало гордящийся своим призом от СТД «Хрустальный молоток», московский критик «размахивал» им, не ведая жалости. «Когда самые интересные спектакли – спектакли хозяев, то это не к добру. Фестиваль, прежде всего, – парад гостей, чего не случилось», – сказал он.
Особенно досталось от Соколянского ульяновскому зрителю. У него, считает критик, вполне устойчивый мещанский вкус. Слишком уж позитивно зал реагировал на традиционную постановку «Горе от ума» Ульяновского драмтеатра (режиссер Аркадий Кац). Соколянский посоветовал местной публике расширить свои эстетические горизонты, быть более терпимой к модным театральным тенденциям.
Хотелось бы заметить уважаемому критику, что от этих «тенденций» далеко не все в восторге даже в той же «продвинутой» Москве. Вспомним недавнюю скандальную премьеру оперы «Руслан и Людмила» на открытии после реконструкции Большого театра. Часть зрителей, шокированных увиденным «авангардом» на сцене, демонстративно покидала зал с криками: «Позор!».
Заодно на той же пресс-конференции досталось и ульяновским журналистам. Директор драмтеатра Наталья Никонорова одной из их проблем назвала недостаточность профессионализма при оценке спектаклей. Что есть, то есть. Ну да ладно, журналисты это переживут. А вот за театр и особенно за наших «старомодных» зрителей – обидно. Нам кажется, что именно у провинциалов еще сохранилось неиспорченное разными «измами» непосредственное восприятие искусства.
Ирина Морозова