К 75-летию Ульяновского отделения Союза художников России в музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова открылась ретроспективная выставка, посвященная этой дате.
История этой творческой организации в нашем городе богата на таланты. Их и представили организаторы выставки, отобрав в фондах музея произведения художников трех поколений, живших и творивших в ХХ веке. Отбор делался в пользу работ, которые долго не видели зрители.
Хотя во времена СССР главным и единственным разрешенным направлением в искусстве был соцреализм, ульяновские мастера позволяли себе вольности либо творили в заданных рамках на высоком художественном уровне.
Работы в зале, посвященном 20-30-м годам прошлого века, еще хранят на себе отпечаток свободы в выборе творческого стиля, которая сохранялась в СССР до выхода постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1936 году.
Наполнены светом и солнцем, по-импрессионистски эмоциональны пейзажи М. Радонежского. В традициях французского пуантилизма писал волжскую природу А. Трапицын. Историческое полотно А. Грошева «Пугачев в Симбирске» несет в себе что-то от народного лубка.
Эти художники и другие их коллеги были первыми членами Союза художников СССР в нашем городе, который возглавлял в первые годы его существования Г. Васильев. Его скульптурный портрет большевика из тонированного гипса – один из символов того времени.
Раздел экспозиции 1950-х годов состоит из произведений художников, приехавших в Ульяновск после окончания лучших художественных учебных заведений страны. Это были выпускники Латвийской академии художеств, Пензенского, Омского, Горьковского, Уральского художественных училищ, Московского института прикладного и декоративного искусства, ВГИКа.
Художники с их молодым задором и амбициями вдохнули в Союз новую жизнь. Еще свежая в памяти война и будни мирной жизни – основные темы их творчества. А тесные рамки соцреализма они умели раздвигать, следуя лучшим традициям русского изобразительного искусства. Работы живописцев Н. Парамонова, А. Моторина, И. Лежнина, графиков А. Сорокина, Ю. Куликова, скульптора Р. Айрапетяна и других мастеров старшее поколение ульяновцев хорошо помнит по выставкам тех лет.
Третья «волна» художников «накрыла» Ульяновск в 60-70-е годы, благодаря чему Союз пополнился тогда выпускниками Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и Московского художественного института имени В. Сурикова.
Из столиц молодежь привезла новые веяния, романтику, большую свободу самовыражения. Давно не показывавшееся полотно А. Дягилева «Командарм Тухачевский» написано в новаторском для того периода «суровом» стиле. Образ неоднозначного полководца гражданской войны, позднее репрессированного и преданного забвению, отнюдь не параден, он явно в замешательстве и мысленно обдумывает какую-то трудную для себя задачу, которую нужно решить незамедлительно. Иные – высокие – мысли у керамических «Апостолов» скульптора В. Шеломова. Они молчаливо философствуют, о чем-то спорят, в чем-то соглашаются…
Выставка еще раз напоминает нам о том, что Союз художников СССР, частью которого была и организация в Ульяновске, – явление мощное и знаковое. Художники получали бесплатно мастерские, могли участвовать в столичных выставках. Да, были идеологические рамки, но многим удалось творчески состояться, либо вопреки, либо соблюдая «правила игры». Художники из капиталистических стран, приезжая в Союз, завидовали советским коллегам. У себя на Западе они были одиночками и даже мечтать о поддержке со стороны творческой организации не могли.

Ирина Морозова