Пятый Международный театральный фестиваль “Герои Гончарова на современной сцене” в Ульяновском театре драмы открыл публике новые постановки и имена.

Новосибирский драматический театр “Старый дом” привез спектакль “Обломоff”. Великолукская драма – “Обрыв” и “Обломов” по мотивам инсценировки Михаила Угарова “Я – Обломов”. Ульяновский драмтеатр показал моноспектакль Боба Дантонеля “Моцарт и Сальери” по “Маленьким трагедиям” Пушкина, “Горе от ума”, “Чувства” по мотивам произведений Чехова. Ереванский ТЮЗ представил пьесу Эдварда Радзинского “Нерон и Сенека”. Закрыл фестиваль творческий вечер актрисы театра и кино Ирины Муравьевой. Фестивальные дни подарили общение с театральным критиком Александром Соколянским, главным редактором театрального журнала “Страстной бульвар, 10” Александрой Лавровой, театроведом Анастасией Ефремовой, драматургом, членом Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО) Ниной Мазур, театральным критиком, драматургом, профессором современной драматургии Драганой Бошкович.

“Вестник” побывал на встрече Нины Мазур и Драганы Бошкович с ульяновскими студентами творческих специальностей. Нина Мазур – киевлянка, окончила ГИТИС имени Луначарского и аспирантуру при ЛГТИМиК в Петербурге. Живет в Ганновере, преподает в высших театральных школах Украины и Германии. Драгана Бошкович – из Сербии. Гостьи рассказали молодежи о современном театре Европы. По словам Нины Мазур, на Западе подмостки захватили “театр тела” и спектакли-перфомансы, обращающиеся не к душе зрителя, а к его инстинктам.

– То, что ставится на вашей сцене, в Европе воспринимается как хорошее, но не актуальное ретро. Я называю российскую драматургию “театром души”, имеющим целью влиять на внутренний мир публики. Западные режиссеры не ставят перед собой задачу построить логичный сюжет. Их постановки основываются, как правило, на телесных движениях. Возьмем художницу сербского происхождения Марию Абрамович, живущую в Амстердаме. Она известна перфомансами. На сцене ее можно видеть раздетой, режущей себя ножом, в окружении змей и тому подобное. В спектакле “Балканское барокко” художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии. Конечно, мы можем подумать – что за бред и ужас! Но работы Марии находят признание на авторитетных фестивалях. Она получила престижную премию “Золотой лев” на Венецианской биеннале. Подобных примеров множество. Авторы говорят, что таким образом выражают социальный протест против каких-либо событий. У меня же часто возникает протест против режиссера.

Драгана Бошкович сказала, что в связи с войной на территории бывшей Югославии театральные традиции сербского театра безнадежно утеряны. Сейчас популярен жанр драматургии, когда на сцену выходят актеры и читают монологи о своих судьбах. Новая тенденция – спектакли без актеров, звучит лишь музыка, разными тональностями удерживая внимание публики в течение часа.

Нина Мазур и Драгана Бошкович отметили, что они никогда не говорят о каком-либо явлении плохо это или хорошо. Их цель – зафиксировать и проанализировать сложившуюся ситуацию в европейском театре:

– Слова “нравится – не нравится” вообще нужно исключить из лексикона критика и журналиста. У каждого свой вкус, и определенные вещи всегда найдут поддержку у той или иной группы людей.

Татьяна КРАВЦОВА