Одинаковых людей не бывает. А вот похожих очень много. Но похожих на Анатолия Рушкина точно нет. И вряд ли будет. Он всегда идет своей дорогой, не всегда побеждает, но эта дорога -дорога победителя. Над собой, над обстоятельствами, недругами, в конце концов. И сегодня Рушкин ничего никому не доказывает. Он просто вспоминает. В том числе и свои сны.
– Это байка, или правда, что идея возглавить «Волгу» в 94-м вам пришла во сне?
– Было дело, правда. Среди ночи -сон, и как будто слышу слова: «Снова пора заняться чем-то серьезным». А буквально через пару дней меня пригласили принять участие в обсуждении итогов очередного сезона «Волги» в первой лиге. Мы встретились на центральном стадионе – бывшие игроки «Волги» Володя Куров, Леня Мухаметзянов, Виталий Агуреев, директор центрального стадиона Женя Ефремчев, председатель горспорткомитета Владимир Крюков. Говорили долго, спорили много. Закончилось все тем, что они обратились именно ко мне с предложением возглавить команду.
Вот ведь как судьба порой складывается! Я же уже работал с командами мастеров – и с «Волгой», и в Димитровграде. И ведь было так, что именно с этими игроками мне когда-то пришлось расставаться, когда как тренер я понял, что «Волге» для роста требовалось коренное омоложение. Но никто из них зла на меня не держал, для всех ситуация в команде была важнее всего.

– Вашу кандидатуру поддержали директор Центра спортивной подготовки Борис Кузьмин, заместитель председателя облспорткомитета Виктор Гострый и даже председатель комитета Валерий Сысоев, хотя отношения между вами были, говорят, натянутыми…

– Я бы сказал по-другому – у нас на многие вещи были просто разные взгляды. В конце концов, если ты берешься за какое-то серьезное дело, ты должен иметь свою точку зрения и должен уметь ее отстаивать.

– Модное сейчас слово тандем можно ведь смело применить и к вам с Горячевым-младшим?

– Безусловно. После того, как вышло знаменитое распоряжение губернатора Юрия Фроловича Горячева «О развитии хоккея с мячом в Ульяновской области», за дело взялся его сын Олег, ставший президентом клуба. Мы действительно работали в плотном контакте, и, думаю, кое-чего добились.
Хочу отметить особо – Олег Юрьевич прекрасно разбирался в финансовых вопросах, полностью замкнул их на себя, а в, чисто спортивные дела команды никогда не лез. Бюджет в команде был очень маленький, примерно три с половиной миллиона рублей теми деньгами. Мы с президентом – «птахи ранние», начинали рабочий день спозаранку. Где-то с половины седьмого утра минут на сорок садились и обсуждали все дела. За это время я докладывал ситуацию по всем направлениям жизни команды, мы успевали все обсудить и принять решение, что и как делать. Суббот и воскресений для нас не существовало. Как не было и понятия «ночь-день». Когда мы собирали ребят, то приходилось ездить и вечерами, и ночами…

– …можно поподробнее, как шел процесс возвращения воспитанников «Волги» в команду?

– Практически все, с кем мы вышли на связь и предложили вернуться в «Волгу», ответили положительно. Конечно, кого-то «вытащить» было сложнее, кого-то легче, но мы боролись за всех. Сложно было вернуть Юру Логинова, уже ставшего игроком сборной и потому в «Старте» так востребованного. Сложно было вернуть моего сына Андрея, который выступал в Швеции. Не потому, что он не хотел, а потому, что на него там тоже был свой спрос. Он много играл, забивал, был одним из лучших два года в «Кунгельфе», а потом год в «Хейдене». А вот, например, с Раисом Гайфуллиным было практически наоборот. В Хабаровске он играл также немало, но хотел домой, этого же хотели и его родители, они и ко мне приходили, просили помочь. Мы решили вопрос с жильем, и Раис с удовольствием примкнул к нам.

– Остальных тоже жильем «поманили»?

– Нет, «поманили» возможностью и необходимостью возродить «Волгу». А жилье… Да, действительно, за те шесть лет, что я был главным тренером, практически все ребята получили квартиры. Учитывая, что зарплаты тогда были явно не ровня нынешним, мы старались ребятам помогать разными путями, в том числе и получением жилья. Но получали они его лишь тогда, когда мы последовательно выполняли поставленные перед нами задачи.
Пользуясь случаем, сразу хочу сказать огромное спасибо тем людям, что помогали «Волге» – Сергею Рябухину, Валерию Сычеву, Вячеславу Абанину, Владимиру Колесеню, Вадиму Орлову, Владимиру Каткову, Равилю Насырову, Николаю Егорову, двум Анатолиям – Логвинову и Ревенкову, двум Валериям – Галкину и Горбенко, Юрию Грушевскому, Игорю Наволокину, Александру Сайманову, Вячеславу Тимошину.

– В «бронзовом» сезоне какую игру лично вы считаете действительно «бронзовой» – разгромную победу над «Водником», ничью в Кирове, победу в последнем матче с «Сибсканой»?

– Все, все до единой игры считаю «бронзовыми»! Важными были все матчи, решающими стали все очки, завоеванные командой. Да, очко в Кирове вроде бы выводило нас на второе место в западной группе и открывало путь к «бронзе». Но после этого ведь был Сыктывкар! А если бы мы там не выиграли? Все, прощайте, медали!

– Тренеры не любят кого-то выделять… Может, вы рискнете?

– А что тут рисковать? Все прекрасно помнят, что у нас был очень сильный костяк в команде, включавший в себя 7-8 игроков действительно высокого уровня. Это Логинов, Гайфуллин, мой сын Андрей, Евдокимов, Козлов, Маланин, Шубин, Филимонов, Самойлов. Отмечу начинавшего тогда Макарова, единственного воспитанника не ульяновской школы хоккея Котачева, который очень серьезно нам помог. Неплох был и Барбунов, который провел тогда в «Волге» свои лучшие сезоны.

– Побольше 7-8 получилось. А договорились бы еще с Обуховым…

– Вот тут не соглашусь с Олегом Горячевым в том, что мы могли бы стать чемпионами страны, если бы уговорили Сергея играть за «Волгу». Да, у нас был прекрасный вратарь, отличные защита и полузащита, но даже с Обуховым мы вряд ли смогли бы замахнуться на «золото». Но быть в числе лучших, постоянно бороться за медали точно могли бы. Но слишком сильны были составы у конкурентов – Архангельска, Иркутска, Новосибирска, Красноярска.

– А каким был «состав» вашей административно-тренерской команды?

С командой наряду со мной работа-ли непосредственно Владимир Куров и Геннадий Кушнир. Многие вопросы решали Евгений Землянов и Владимир Иванов. Особые слова благодарности хочу выразить работникам бухгалтерии Татьяне Ивановне Чиликиной и Надежде Ибрагимовне Бехтеевой: им приходилось выполнять не только свою непосредственную работу, но и больницами заниматься, и билетами, административной работой. За здоровьем ребят следили врач Анатолий Милош и массажист Владимир Кадрев. Назову и водителей – Сергея Данилина и Евгения Солдатова.

– Точно команда – 11 человек!
– Это штат клуба. А я также хочу выразить огромное спасибо работникам стадиона, коллектив у Бориса Степановича Кузьмина был отличный. Лед готовили изумительного качества, процессом обычно руководил Евгений Ефремчев, Владимир Китов, Екатерина Ефимовна Лапшина, помогал порой и я им. Даже некоторые болельщики приходили на стадион, и все вместе, порой ночами, мы заливали лед.

– 12 титулов за шесть лет – просто здорово! И признание вас лучшим тренером страны по итогам сезона 96/97-го года – лучшее тому подтверждение.

– И при этом, замечу, уровень турниров 15-20 лет назад был заметно выше, чем некоторых нынешних. 3 мини-хоккей тогда играли практически все команды, за исключением «Водника», за Кубок страны боролись основными составами. Выиграть те турниры считалось престижным. Кстати, вспомним еще и о том, что за те шесть лет в «Волге» появились 17 «международников».

– В Ульяновске всегда была традиция ставить перед командой высокие цели. Не оправдавших доверия – наказывали. К примеру – за пятое место прекрасного тренера, большого профессионала Николая Петровича Гунина освободили от работы…

– Да что говорить о команде мастеров, когда у нас в детском или юношеском хоккее за второе место тоже по головке не гладили! Ульяновск всегда растил свои таланты и всегда играл только на победу. «Серебро» оценивалось как поражение. Мы как-то с Геннадием Кушниром юношеской командой заняли второе место, но тогда нас единственный раз похвалили, потому что перед этим был провальный сезон, когда очень талантливая команда по разным причинам не смогла пробиться даже в финал.

– Сейчас руководство «Волги» очень серьезно и много помогает детской школе…

– Здорово, что сейчас снова повернулись к детскому и юношескому хоккею, выделяются деньги на их развитие. Но я твердо убежден – детская школа должна быть отдельно от команды мастеров. В «Волге» должен быть дубль, а вот то, что у нас в высшей лиге будут выступать сразу три команды от региона, это неправильно. Это только распыляет силы.
И очень прискорбно видеть, как мало осталось мест, где можно играть в хоккей с мячом. В Ульяновске – центральный стадион да «Станки». Нет массовости, нет отбора, резко упал уровень тренерского состава. В будущее нашего хоккея смотрю с некоторой опаской.

– Но есть же что вспомнить. «Бронзовое» чествование, к примеру. Там еще подарки вам такие чуть не экзотические были…

– Это про ванну, что ли? Да жива она, здорова, находится у меня на даче в Садовке, я в ней собираю воду, чтобы поливать растительность всякую. Смех смехом, а ведь это сравнение оплаты профессионального спорта раньше и сейчас. Сейчас такое разве бывает? А зарплаты? Я -главный тренер – получал две с половиной тысячи рублей. Сегодня же уровень профессионального спорта, оценка вложенного труда совершенно другие, несравненно другие.

– Ну шашка-то хоть висит на стене? Это ведь подарок ценнее будет – вы же все-таки Чапай ульяновского хоккея.

– Я – Рушкин ульяновского хоккея. А шашку мне на самом деле на церемонии чествования «Волги» никто не дарил. Просто один из моих учеников, к великому сожалению сейчас покойный Андрей Кулагин, взял ее у артистов ансамбля «Казачья душа», которым руководил мой дальний родственник Виктор Баскаков, и вручил мне.

– Порыв души, можно сказать. Кстати, согласитесь, «Волгу» болельщики любят больше даже не разумом, а именно душой.

– Полностью согласен. «Волгу» у нас любили и поддерживали всегда. Конечно, болельщики в 90-е годы за пять лет пребывания в первой лиге истосковались по ее самоотверженной и результативной игре. И поэтому очень здорово поддерживали возрожденную команду. Считаю, в «бронзовом» успехе их большая заслуга.
И сейчас призываю верить в команду и болеть,за нее. Ведь поддержка болельщиков – огромный стимул, большая ответственность и самая высокая награда для тренеров и игроков.

Из досье «Чемпиона»
Анатолий Григорьевич Рушкин
Родился 28 декабря 1948 г. в Ульяновске. Воспитанникульяновского хоккея с мячом. В 1966-1968 и 1971-1978 гг. выступал за «Волгу» (Ульяновск), в 1968-1971 гг. – за «Динамо» (Москва). Чемпион мира (1969 г., 3 матча, 3 мяча), по итогам турнира включен в символическую сборную планеты. Всего за сборную СССР сыграл 12 матчей, забил 7 мячей. Двукратный чемпион СССР, чемпион Спартакиады народов РСФСР, дважды второй и дважды третий призер чемпионатов СССР, двукратный чемпион СССР среди ‘юношей. Победитель турнира в честь 50-летия Норвежского союза хоккея с мячом, второй призер международного турнира на приз газето1 «Советская Россия». Четыре раза входил в число лучших игроков страны. В составе «Волги» провел 8 сезонов, забил 121 мяч (пятый показатель в команде). Всего в чемпионатах СССР забил 172 мяча в 250 матчах. Мастер спорта международного класса.
Тренерскую карьеру начал в 1980 г. в команде «Волга», подняв ее на шестое место в стране в 1982 г. С 1988 по 1990 гг. тренировал команду первой лиги «Строитель» (Димитровград). Сборная Ульяновской области, составленная в основном из игроков «Строителя», заняла второе место в турнире VII Спартакиады народов СССР. Слета 1994г. работал главным тренером «Волги». За шесть с половиной лет в «Волга» под его руководством завоевала 12титулов. Команда стала: бронзовым призером чемпионата России, серебряным и бронзовым призером Кубка России, бронзовым призером турнира на призы губернатора Ульяновской области и кубка Викиногов, победителем турнира команд первой лиги по хоккею с мячом. Составленная на базе ульяновской «Волги» сборная России стала чемпионом мира по ринк-бенди. Также «Волга» под рукводством Рушкина стала: полуфиналистом Кубка мира, двукратным чемпионом и двукратным серебряным призером чемпионатов России по ринк-бенди. Заслуженный тренер России. В 1998 г. признан лучшим тренером России по хоккею с мячом.
Депутат Законодательного собрания Ульяновской области третьего созыва. В настоящее время работает старшим тренером молодежной сборной России по хоккею с мячом. Член исполкома Федерации хоккея с мячом России. Член общественного совета при УВД области. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.