Наблюдение за тем, как реализуются табачные изделия в нашем городе, показало, что в 77% случаев подросткам удается купить сигареты. Согласно опросу работников торговли Ульяновска, большинство продавцов поддаются на уговоры подростков, а многие не могут на глаз определить возраст покупателя. При этом закону, регулирующему данную сферу, уже порядка 10 лет. Бороться с проблемой в Ульяновске намерены с помощью программы предотвращения продажи сигарет несовершеннолетним.
Программу по борьбе с курением среди несовершеннолетних реализует Общественный совет по проблеме подросткового курения совместно с администрацией города. Проект осуществляется в крупных городах России. Ульяновск стал 29-й площадкой для его проведения.
Чтобы раскрыть масштаб проблемы для Ульяновска, инициаторы программы привели данные социологического опроса работников торговли нашего города, проведенного Агентством социальной информации.
В 30-ти торговых точках Ульяновска велось наблюдение за тем, как реализуются табачные изделия. В 77% случаев подросткам удалось купить сигареты. Продавцы не поинтересовались возрастом покупателя и не попросили показать документ, подтверждающий совершеннолетие. Отказ продавцов отмечен лишь в отношении 23% подростков.
Кроме того, были опрошены продавцы 60 торговых точек, осуществляющие продажу табачных изделий. Любопытно, что 62% опрошенных продавцов считают, что купить сигареты в магазинах для подростка особого труда не составляет. 92% опрошенных продавцов знают закон, запрещающий продавать сигареты лицам моложе 18 лет. При отказе продать сигареты подросткам 57% продавцов руководствуются именно законом, в то время как 43% – личными убеждениями и директивами руководства.
75% продавцов сказали, что поддаются на уговоры и аргументы подростков продать им сигареты, 22% испытывают затруднения в определении возраста покупателя. Некоторые продавцы испытывают психологический барьер при отказе. 65% продавцов сообщили, что при необходимости купить сигареты подростки просят взрослых покупателей, начинают сами уговаривать продавца или приводят знакомых, которые выглядят постарше.
При этом по информации исполнительного директора Общественного совета по проблеме подросткового курения Анны Сорочинской, 45% курящих подростков города могли бы отказаться от курения, если бы сигареты для них были недоступны.
Заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетним ГУ МВД по Ульяновской области Николай Хижняк сообщил, что в Ульяновской области только за этот год выявлено 377 фактов продажи табачных изделий несовершеннолетним. В сложившейся ситуации необходимо принимать меры, считают специалисты.
Закону об ограничении курения табака уже десять лет, но он по-прежнему практически не исполняется. Много зависит и от руководителей торговых сетей и индивидуальных предпринимателей, которых необходимо информировать об ответственности и учить работать с подростками. Ульяновск активно подключился к программе: в проекте уже участвуют 10 торговых сетей, для которых организуются образовательные программы и тренинги. Кроме того, распространяются информационные материалы, в которых содержится информация о законе РФ «Об ограничении курения табака», призыв его соблюдать и рекомендации по выработке грамотного отказа в продаже сигарет лицам моложе 18 лет. Задача программы – внедрить данные технологии в работу торговых сетей, повысить правовую грамотность и рост личной ответственности работников торговли за соблюдение закона.
Как рассказала начальник отдела персонала одной из крупных торговых сетей Ульяновска, 97% персонала компании прошли такие тренинги. Помимо контроля со стороны соответствующих органов, руководство компании проводит и свои проверки, в частности, методом «контрольной закупки». Кстати, сами продавцы супермаркетов иногда объясняют продажу сигарет несовершеннолетним работой «на автомате», когда на возраст покупателя не всегда успеваешь обратить внимание.
Если работу с торговыми сетями организовать и проводить относительно легко, то бороться с реализацией сигарет лицам до 18 лет в киосках, особенно в пригородной и сельской местности, намного сложнее. Поэтому тренинги и обучающие программы для индивидуальных предпринимателей строятся по другому принципу, и им также уделяется серьезное внимание.
Как сообщила Анна Сорочинская, опыт реализации программы в других городах показал, что порядка 70% ее участников эффективно внедряют предлагаемые советом практики. Помимо данной программы, совет также продвигает законодательные инициативы об увеличении штрафов.
Что касается слухов о возможном повышении цен на табачные изделия, то, по мнению председателя комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей мэрии Ульяновска Ольги Харитоновой, долгосрочного эффекта данная мера не принесет. Безусловно, временные улучшения могут быть, но постепенно люди снова начнут покупать сигареты даже по более высокой цене. Поэтому необходимо принимать и другие меры, решая проблему комплексно.
Об известных вам фактах продажи табачной продукции подросткам можно сообщить по телефону доверия 27-19-45, а также по круглосуточному номеру 67-88-88.
Другие результаты опроса продавцов:
Юлия Узрютова.