Виктория Чернышева
Строительство первого в России завода по производству композиционных конструкций для авиастроения стартовало в среду в Ульяновске. Новое предприятие разместится в одном из корпусов самолетостроительного завода “Авиастар-СП”, на площади примерно в 64,3 тысячи квадратных метра. Соглашение о сотрудничестве по реализации этого инвестиционного проекта было подписано 15 февраля 2010 года.
В Ульяновске будут серийно выпускать конструкции из полимерных композиционных материалов: панели центроплана, лонжероны и интегральные панели отъемной части крыла для двух перспективных российских авиапроектов – самолетов семейств МС-21 и SSJ-1XX NG. Их окончательная сборка будет производиться на авиазаводе в Казани.
– В отечественных самолетах уже используются композиционные материалы: из них сделаны элементы механизации – закрылки, рули и так далее. На каждом авиазаводе, в том числе ульяновском и казанском, есть свой композитный цех. Однако в России еще никогда не производили из композитных материалов целиком крыло – лишь его отдельные небольшие элементы. Подобный опыт в мире есть только у двух компаний – “Боинга” и “Эйрбас”, – пояснили специалисты.
Производство в Ульяновске будет включать полный технологический цикл изготовления деталей из полимерных композиционных материалов безавтоклавным методом инфузии: от выкладки вспомогательных материалов до контроля геометрии и покраски. Технология, которую будут здесь применять, основана на известном процессе создания композитов, который уже используется в мире. Но некоторые процессы в нем были сильно модифицированы и запатентованы отечественными разработчиками.
В январе – феврале следующего года начнутся работы по реконструкции корпуса “Авиастара”: здесь обновят внешнюю и внутреннюю отделку здания, заменят окна и полы, проложат новые коммуникации. В конце 2012 года начнутся первые поставки оборудования – испанского, немецкого и французского. Инвестиции (250 миллионов долларов: это средства акционеров предприятия, кредиты и федеральной целевой программы) распределятся следующим образом: половина средств пойдет на реконструкцию, а вторая половина – на закупку оборудования.
Первую продукцию новый завод должен выпустить ровно через два года – 30 ноября 2013-го. А на проектную мощность, составляющую 100 комплектов в год, предприятие планирует выйти в 2017 году. К этому моменту планируемая выручка должна составить 300 – 350 миллионов долларов.
На старте производства будет создано 300 новых рабочих мест – позднее их количество планируется довести до 600. Завод должен “обрасти” смежными предприятиями. После того, как будет базовое производство, создано в Ульяновске начнут работать поставщики материалов. Ведутся переговоры и с другими компаниями.
Новый завод расширит возможности применения композиционных материалов в российском авиастроении. В перспективе, планер МС-21 будет состоять из них на 30-40 процентов.
Комментарий
Михаил Погосян, президент ОАК:
– Создание современного российского производства композитных конструкций – это один из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности перспективной линейки гражданских самолетов ОАК. На базе завода в Ульяновске мы создаем центр компетенций по разработке, производству и реализации комплектующих из композиционных материалов, включающий конструкторский и технологический центры, а также заводы по производству агрегатов. Таким образом, мы заложили первую из производственных площадок, обеспечивающую развитие самых перспективных технологий отрасли в регионе.
Справка “РГ”
Главное отличие композиционных материалов – наличие усиливающих элементов: нитей, волокон, хлопьев более прочных материалов. Комбинируя объемное содержание компонентов, можно получать материалы с нужными значениями прочности, упругости, устойчивости к высоким температурам и так далее. А также с необходимыми специальными свойствами – магнитными, радиопоглощающими. Технологии производства элементов крыла, частей фюзеляжа и других конструкций из композитных материалов на сегодняшний день считаются одними из передовых в мировом авиастроении. “Черное крыло” дает значительный выигрыш в весе самолета, позволяет улучшить аэродинамику, что сделает полеты более экономичными.
Неугомонный Дед Соколов
Могу подсказать, что делать на ширпотреб, т.е. “товары народного потребления”.
Умный ты, дед …
Это как в совковое время, завод делал швейные иголки, а из отходов – гимнастические гири
Старшой
Возвращаемся к задворкам авиационной империи .только вперед к метле бабы Ягы. Ступа для Ульновска не полагается.Летать не будем .Будем подметать.
джеральд
Нам только крыло… Вот если бы у нас этот самолет собирать начали, действительно был бы прорыв . А Казань и так жирует до отрыжки….и без самолета.