Трогательную историю отеческой заботы старого холостяка Ивана Гончарова о детях-сиротах может рассказать небольшой настенный шкафчик из фондов музея писателя в нашем городе.
Уже на склоне лет Иван Александрович неожиданно оказался в роли отца семейства. Умер его камердинер Карл Людвиг Трейгут, оставивший без средств к существованию жену Александру Ивановну с тремя детьми. Как человек добрый и щедрый, Гончаров не мог остаться равнодушным к их беде. Он добровольно взял на себя все заботы по содержанию этой семьи, воспитанию и образованию несовершеннолетних Василия, Александры и Елены Трейгутов. Занимался этим Гончаров не формально, а от души.
«Дети вообще – мои друзья, а у меня теперь под моей опекой целая детская колония», -сообщал романист в одном из писем к поэту Александру Плещееву.
Когда в начале 1880-х годов Василию пришло время учиться, Гончаров определил его в Ремесленное училище цесаревича Николая в Санкт-Петербурге. С этим он не посчитал, по всей видимости, свой долг выполненным: часто бывал в училище, интересовался успехами воспитанника, а заодно и нуждами этого учебного заведения. Неслучайно его избирают почетным членом Совета училища.
Более того, преподаватели и воспитанники училища в 1887 году в день 75-летия писателя преподнесли ему сделанный своими руками шкафчик из дуба. Верхняя его часть украшена монограммой «И.А.Г.», а в дверцу вмонтирован медный барельеф Гончарова работы скульптора Цейдлера. Подарок Ивану Александровичу, судя по всему, понравился, и шкафчик занял почетное место в рабочем кабинете писателя до самой его смерти.
Получив техническое образование в Ремесленном училище, Василий Трейгут пожелал служить на военном поприще. Принимал участие в русско-японской войне 1905 года. Был тяжело ранен в бою. Рана спровоцировала заболевание, из-за которого он ушел из жизни в 1913 году в возрасте 42 лет.
А вот судьба шкафчика, в изготовлении которого Василий, вероятно, тоже принимал участие, оказалась значительно более продолжительной. Перед своей смертью Гончаров отдал устное распоряжение, куда и кому необходимо распределить вещи из его кабинета. В многочисленном списке упоминается и тот самый шкафчик: «Передать… стенной шкапчик с медальоном Гончарова Совету Ремесленного училища цесаревича Николая вместе с дипломом покойного на звание члена этого Совета».
Через сто лет этот предмет попал в музей на родине романиста. И вот как это случилось. В конце 1981 года сотрудники названного областного краеведческого музея в Ульяновске получили письмо из библиотеки Механического института в Ленинграде. В нем говорилось о том, что в одном из помещений библиотеки хранится настенный шкафчик, который почему-то называют «гончаровским». Но в это время шла подготовка к открытию Дома-музея И.А. Гончарова, и в суматохе письму не уделили должного внимания.
Через несколько лет музейщики выяснили, что Механический институт был создан на основе и в здании Ремесленного училища цесаревича Николая. После смерти писателя один из душеприказчиков Гончарова М.М. Стасюлевич передал шкафчик Совету училища, где он бережно сохранялся. Когда в его здании организовали Механический институт, этот предмет поместили в его библиотеке. Эти сведения объяснили, почему находящийся там шкафчик называли «гончаровским». В 1988 году он, наконец, был передан в музей в Ульяновске и представлен в его экспозиции.
Материал в рамках проекта к 200-летию И.А. Гончарова, совместного с газетой «Ульяновск сегодня», подготовлен при содействии сотрудников Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова