Что будете рынком частных перевозок?
Рынок частных легковых перевозок (такси), ждут большие перемены. С 1 сентября на федеральном уровне был законодательно утвержден список правил, которых должны придерживаться перевозчики. Административная ответственность за его нарушение начнет действовать с 1 января 2012 года. А 24 ноября, на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области, был принят закон, согласно которому контролировать их соблюдение будет Департамент дорожного хозяйства и автотранспорта.
Как только принятый закон «О порядке осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ульяновской области» вступит в силу, специалисты смогут начать проверки на транспортных предприятиях Ульяновской области.
Как же изменятся правила игры, и чего ждать перевозчикам и их пассажирам от нововведений? С одной стороны, требований предъявляется немало. Так, техосмотр таксистам теперь нужно проходить раз в полгода. Кроме того, помимо традиционного фонаря с шашечками на крыше, аналогичный узор контрастного цвета должен появиться на кузове. Машины также должны быть оснащены таксометрами, а таксисту необходимо иметь водительский стаж как минимум три года. Юрлица, организующие транспортные перевозки, теперь отвечают головой не только за контроль технического состояния такси перед их выходом на линию, но и должны обеспечивать предрейсовый медицинский контроль водителей.
У новых мер немало критиков, которые мотивируют свою позицию тем, что предприниматели переложат дополнительные расходы на плечи пассажиров.
– Изменения, обсуждаемые сейчас, возможно, и дадут какой-то результат, но только при всестороннем контроле, иначе нас ожидает следующее: цены вырастут, а многие перевозчики уйдут в тень, – считает Александр Сказкоподателев, генеральный директор сервис-такси «Левый Берег».
В Министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области прогнозируют, что в связи с введением новых правил плата за проезд действительно повысится, но ненамного — на 30 – 40 рублей. С другой стороны, садясь в такси, все мы надеемся, что поездка будет комфортной и безопасной для жизни и здоровья. По всей видимости, надежды эти не слишком оправданны. Из трех тысяч предприятий, которые работают на рынке частных перевозок в Ульяновской области, только 150 соответствуют новым требованиям законодательства. 90% всех участников рынка такси, осуществляющих перевозки на личном автотранспорте, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. А значит, не платят налоги в бюджет, и привлечь их к ответственности в случае чего очень сложно. Итог стихийно сложившегося рынка – снижение качества транспортных услуг. Законодатели оказались перед выбором, где на одной чаше весов — безопасность пассажиров, а на другой — стоимость проезда.
– Считаю, что новый закон правильно расставляет акценты, – убежден депутат Эдуард Шебалин, входящий в состав промышленного комитета областного парламента. – Он нацелен на то, чтобы услуги населению предоставляли профессионалы. Пассажирские перевозки – это особый вид деятельности, напрямую связанный с безопасностью жизни и здоровья людей. Поэтому законодательство предъявляет повышенные требования к организации этого процесса. У нас ведь никому в голову не приходит купить микроавтобус и по вечерам подрабатывать на регулярных маршрутах. Мы нормально относимся к тому, что нам в поездах и самолетах дают билеты. Такси — это такая же услуга. В Европе, например, бомбил вы не встретите. Наши соотечественники пробовали бомбить в Нью-Йорке – никто не садится – не принято! Легальные таксисты объединены в профсоюзы и конкурентов-бомбил просто отжимают с рынка, тут же сдавая в полицию. Да полиция и сама старается. Поправки в закон содержат вполне понятные и простые требования, связанные с безопасностью пассажи-ров и «прозрачностью» оплаты. Трезвые, не обкуренные водители, обязанные проходить предрейсовый медосмотр, исправный автомобиль, обязанный проходить техосомотр два раза в год — это, согласитесь, лучше, чем неизвестно кто за рулем неизвестно чего… Поэтому не стоит слушать «пугалки» о глобальном повышении цен на проезд в такси – давно пришла пора вывести этот рынок из тени, это будет на руку и потребителям, и самим таксистам. С момента формирования рынка прошло уже 20 лет, и у перевозчиков было достаточно времени, чтобы научиться работать по правилам. Но хочется оговориться: закон будет действовать только при условии жесткого контроля. Не будет контроля, водители просто уйдут в бомбилы, а горожане вынуждены будут ловить их «с руки», как это было в 1990-е годы.
Сами перевозчики, по крайней мере те, что работают легально, утверждают, что заинтересованы в наведении порядка в сфере услуг такси. Другое дело, что, с точки зрения таксистов, новый закон нуждается в корректировке:
– В законе есть пункты, которые могут существенно усложнить работу перевозчиков. Среди них и разрешение на перевозку только в пределах территории области (а ведь часто такси выполняют поездки за пределы области, пересекая несколько границ регионов), и запрет на работу такси на условиях аренды. Не обоснованным я считаю и введение таксометра в небольших населенных пунктах — это не будет способствовать повышению качества услуги, но создаст дополнительную нагрузку на перевозчика, – выразил общую позицию ульяновских перевозчиков Михаил Фролов, директор «Объединения операторов такси Ульяновской области».
– Для нас важно соблюсти интересы и водителей такси, и пассажиров, прийти к единому знаменателю и найти оптимальный вариант. Мы не можем допустить, чтобы люди свернули свою деятельность, потеряли работу. Новый закон принят не для того, чтобы ущемить малый бизнес, а для того, чтобы навести в этой сфере порядок, – считает Тамара Дмитриева, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области. – Для этого в первую очередь необходим диалог власти и общества, необходимо учесть мнение самих перевозчиков.
Одним из шагов в этом направлении стал тематический форум Общероссийского народного фронта, состоявшийся 30 ноября. Меры по совершенствованию нового закона обсуждали депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации РФ, руководители профильных организаций и экспертного сообщества, федеральных и региональных ведомств исполнительной власти. Пред-ставители ульяновского сообщества такси наблюдали за ходом обсуждения по видеоселектору. Речь шла о том, что за месяц до введения штрафов за нарушение нового закона только в трети регионов на местном уровне приняты законы, определяющие порядок выдачи разрешений и процедуру контроля. Ульяновская область вошла в их число, и наш закон является одним из самых лояльных на сегодняшний день.
– В Ульяновской области от перевозчиков не будут требовать перекрашивать машины в единый цвет, хотя федеральное законодательство дает нам такое право, – говорит Тамара Дмитриева. – Как и других предпринимателей, перевозчиков будут проверять не чаще, чем раз в три года, а значит, их права, несмотря на прибавление обязанностей, защищены. А теперь мы хотим защитить и права пассажиров.
В ходе видеоселектора было отмечено, что на общероссийском уровне принято решение сделать 2012 год переходным в сфере организации государственного контроля за перевозками пассажиров и багажа легковыми такси. Ряд положений нового закона, в частности обязательное оснащение автомобилей таксометрами, решено отложить до 2013 года.
Андрей МАРИНОВСКИЙ

в газете на правах рекламы