1. Про создание системы 3Д ГИС я писала в своем жж, и этот материал также опубликован на сайте ГИС-Ассоциации. В частности, отмечу в очередной раз, что проект прошел все требуемые экспертизы и не противоречит 94-ФЗ. И мы имеем все необходимые заключения. Это значит, что, не разобравшись в ситуации и не изучив соответствующие статьи, давно размещенные в открытом доступе, отдельные личности, основываясь больше на своем субъективном эмоциональном взгляде, решили таким образом "поиграть" в разоблачителя, вводя в заблуждение других людей и выиграть какие-то свои "очки" в игре под названием пиар.

2. На том же портале ГИС-ассоциации России  уже с августа 2011 была размещена информация о том, что МИТ Ульяновской области инициировало общественные слушания и предоставило профессиональному сообществу со всей России необходимые документы. Мы сами предложили независимым специалистам провести экспертизу нашего проекта, чтобы они при необходимости проконтролировали и подкорректировали ход работ. На сайте указан список документов, которые мы предоставили профессионалам на оценку. Это значит, что мы сами заинтересованы в том, чтобы о проекте знали все профессиональные организации. Это вновь ставит под сомнение обвинения некоторых личностей и подчеркивает лишь их поверхностность знаний о сути вопроса.

3. Далее мы размещали информацию на сайте МИТ Ульяновской области о проведении в октябре 2011 года 7-ой Всероссийской конференции ГИС-асоциации, в рамках которой прошла публичная экспертиза проекта и на сайте ГИС-ассоциации, так же информация о конференции проходила во многих СМИ. По итогам этой конференции, 20 октября на сайте ГИС-ассоциации был вывешен в открытый доступ итоговый отчет экспертного совета, по ссылке можно ознакомиться с составом и скачать итоговое заключение.

4. Вот текст статьи о проекте, которую мы отправили после конференции в ноябре 2011 в журнал "Управление развитием территорий", выйдет в январе 2012. Полагаю, статья сможет доходчиво объяснить тем, кто интересуется данным проектом в чем его суть, что сделано, и что предстоит сделать.

Проект «3Д ГИС Ульяновской области» позволит выявлять несанкционированные свалки, вы¬рубки леса и присвоение земель

Залогом грамотного планирования развития территорий и градостроительства, совершенствования кадастра, увеличения доходной части бюджета является комплексный подход. И в первую очередь требуется детальное, достоверное и однозначное территориальное и объектовое описание региона. Такое описание региона способны обеспечить геоинформационные системы или просто «ГИС».

Ульяновская область входит в состав девяти субъектов Российской Федерации, где Росреестр реализует пилотный проект по созданию инфраструктуры пространственных данных. Наш регион с 2010 года реализует на своей территории масштабный проект по созданию Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области (далее – 3Д ГИС). Заказчиком выступает Правительство Ульяновской области, исполнителем – компания «Информап Технолоджи». Проект по созданию «3Д ГИС Ульяновской области» включает в себя 5 этапов, срок их завершения – март 2013 года.

В результате реализации проекта будет создана геоинформационная база данных, представляющая собой интегрированную информационно-программную интерактивную базу данных для ЭВМ, включающую 2-хмерные и 3-хмерные пространственные изображения, а также связанные базы данных картографической, кадастровой, реестровой и иной пространственно-инфраструктурной информации. Создание на основе 3Д ГИС единой платформы различных ведомств позволит эффективно решать задачи электронного правительства, оказывать сотни видов электронных услуг для населения, а также повысить эффективность принимаемых управленческих решений. «3Д ГИС» создается для информационного обеспечения деятель¬ности государственных органов, представителей бизнес-структур и жителей области. В результате реализации данного проекта реги¬он получит дополнительный доход от поступления налоговых средств в бюджет за счет выявления не¬оформленных земель, площадей в офисных и жилых зданиях, не¬законных вырубок леса. Система станет мощным инструментом для принятия управленческих реше¬ний на основе достоверной и прав¬дивой информации.

Что сделано?
– цифровая картографическая основа городов Димитровграда, Ульяновска и Новоульяновска, Мелекесского района;
– классификатор топографических объектов, включающий типы домов, спортивных сооружений, мостов, проездов, рек, озер и так далее;
– цифровая трёхмерная модель городов Ульяновск, Новоульяновск, Димитровград, а также Инзенского, Мелекесского, Павловского и Чердаклинского районов Ульяновской области;
– Многомасштабная растровая цифровая трехмерная модель территории Вешкаймского, Карсунского, Новомалыклинского, Новоспасского, Сенгилеевского, Старомайнского, Радищевского, Ульяновского районов Ульяновской области;
– База данных фотографий строений городов Ульяновск (3000 фотографий) и Димитровград (3000 фотографий) Ульяновской области;
– База данных 3Д моделей: разнохарактерных объектов недвижимости города Димитровград Ульяновской области и основных зданий развитой застройки города Ульяновск Ульяновской области;
– Навигационная база данных: навигационный граф городских дорог городов Ульяновск и Димитровград Ульяновской области и навигационный граф дорог: Вешкаймского, Карсунского, Майнского, Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Сурского, Теренгульского, Ульяновского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области.
– Компилированный 3Д-проект Единой интеграционной пространственной геоинформационной системы Ульяновской области, работающий под управлением ПО «Informap Navigator»

Об экспертизе проекта общественной организацией «ГИС-Ассоциация»

Не смотря на столь значительный объем работ, для всестороннего развития проекта и обеспечения его практической значимости и соответствия мировым тенденциям по повышению эффективности использования пространственных данных по просьбе Министерства информационных технологий Ульяновской области межрегиональной общественной организацией «ГИС-Ассоциация» со 02 сентября по 21 октября 2011 года проведена его публичная общественная профессиональная экспертиза.

Сам факт проведения подобной экспертизы является для нашей страны явлением уникальным и инновационным. Помимо действительно публичного характера экспертного обсуждения (все экспертируемые материалы и заключения экспертов публиковались в интернете на специально созданной странице сайта ГИС-Ассоциации http://gisa.ru/tridgis.html) для проведения экспертизы были привлечены независимые эксперты из числа ведущих специалистов страны, представляющие группы:
– инициаторов и авторов Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
– инициаторов и реализаторов проектов по созданию региональных инфраструктур пространственных данных и их элементов на уровне субъектов и ОМСУ РФ;
– сотрудников органов государственного управления, ответственным за нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение создания Инфраструктуры пространственных данных РФ;
– сотрудников ведущих компаний России из числа поставщиков технологических решений создания инфраструктур пространственных данных.
При этом отбор экспертов производился также на публичной профессиональной основе из числа членов ГИС-Ассоциации, удовлетворяющих требованиям:
– наличия значительного опыта работы и принадлежности к одной из упомянутых профессиональных сфер деятельности;
– обязательности членства в ГИС-Ассоциации;
– наличия не менее 2-х статей в печатных изданиях ГИС-Ассоциации;
– участия не менее, чем в 2-х конференциях ГИС-Ассоциации с докладами;
– участия в профильных интернет-дискуссиях портала gisa.ru.

Всего в экспертизе приняли участие более 30 ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Сыктывкара, Перми, Калуги, Барнаула, Кирова, Казани, Самары, Петрозаводска, Воронежа, Омска.

Экспертиза проект «3Д ГИС Ульяновской области» состояла из 6 этапов:

1) Публикация предоставленной документации проекта и формирование состава экспертной группы ГИС-Ассоциации.
2) Проведение в режиме интернет – дискуссии портала gisa.ru общественного профессионального обсуждения проекта среди заинтересованных специалистов и членов экспертной группы ГИС-Ассоциации.
3) Проведение предварительной презентации проекта его исполнителем Государственным автономным учреждением «Электронный Ульяновск» и обществом с ограниченной ответственностью «Информап Технолоджи» перед экспертной группой ГИС-Ассоциации в Москве – 20.09.2011.
4) Публикация индивидуальных заключений членов экспертной группы ГИС-Ассоциации в рамках соответствующей интернет – дискуссии портала gisa.ru.
5) Публичная презентация и обсуждение проекта на специальной секции, проводимой Правительством Ульяновской области совместно с ГИС-Ассоциацией в рамках 7-ой Всероссийской конференции «Электронные услуги и сервисы на основе использования пространственных данных» в Ульяновске 05.10.2011.
6) Подготовка и передача заключительного сводного экспертного заключения ГИС-Ассоциации Министерству информационных технологий Ульяновской области.

От ГИС-Ассоциации получено итоговое сводное экспертное заключение, в котором указаны ряд замечаний и предложений по корректировке направления реализации проекта (см. врезки). Правительство Ульяновской области высоко оценило результаты экспертизы и намерено максимально учесть рекомендации экспертов ГИС-Ассоциации для дальнейшего плодотворного развития проекта.
Выражаем большую благодарность всем участникам публичной общественной профессиональной экспертизы. В свою очередь, Правительство Ульяновской области может рекомендовать своим коллегам, заказчикам из Администраций субъектов РФ, привлекать экспертное сообщество на доконкурсных стадиях подобного рода проектов, с целью обеспечения качества разработки технического задания, создания конкурентной среды и ответственности исполнителя за счет первичной публичности основных требований к проекту.

Рекомендации экспертизы
1) Разработать и принять Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области и план ее реализации, в которых отразить цели, задачи, основные условия, компоненты, принципы и этапы реализации, а также способы управления процессами создания и развития инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области, являющейся составной частью инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Учесть в Концепции необходимость интеграции с федеральными информационными проектами с использованием пространственных данных (ГКН, ФГИС ТП, ФИАС) и законодательно определенными муниципальными проектами (ИСОГД). Этот документ должен определить организационные, технологические, нормативно-правовые и информационные составляющие инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области.
Подобная Концепция позволит не только провести качественную корректировку ТЗ проекта, но и определить задачи на будущее, обосновать необходимое финансирование, его источники и стратегическое развитие проекта. Разработку этого документа целесообразно выполнять составом независимых высокопрофессиональных экспертов с широким общественным обсуждением.

2) Опираться и использовать понятия «базовых пространственных данных», «метаданных», геоинформационного портала и его обязательных геосервисов. Начать разработку региональной нормативно-правовой базы. В составе «базовых пространственных данных» целесообразно конкретизировать понятия «единых цифровых картографических основ регионального и местного уровней», которые в дальнейшем смогут выполнить роль базовых материалов при картометрическом описании пространственных объектов.

3) Провести анализ действующих положений о структурных подразделениях органов публичной власти и дополнить их обязательностью формирования пространственных объектов, соответствующих объектам управления этих подразделений и включения их в состав базовых пространственных объектов. Только таким образом можно добиться создания юридически значимых пространственных данных. Это позволит обеспечить скорейшую интеграцию инфраструктуры пространственных данных Ульяновской области в инфраструктуру «Электронного правительства» с соблюдением принципов взаимосовместимости и межуровневого информационного взаимодействия и обмена с государственными и муниципальными информационными ресурсами. Без этой работы переход к оказанию государственных и муниципальных услуг с использованием пространственных данных будет не возможен.

4) Выполнить обследование существующих и необходимых к созданию пространственных баз данных территории Ульяновской области в бумажном и электронном виде на предмет возможности их использования в проекте. Выполнить обследование деятельности структурных подразделениях органов государственной власти Ульяновской области и сформировать перечни первоочередных прикладных задач, которые могут решаться с использованием пространственных данных и требований к составу и точности пространственных данных. На основе данных п. 1,2,3,4 определить состав, источники и порядок создания пространственных данных, выполнить эскизное проектирование системы.

5) Зафиксировать результаты работ Исполнителя по первым двум этапам Договора путем предоставления в открытом обменном формате двумерных цифровых карт (формате распространенных ГИС) и трехмерных объектов (формат VRML или иные), лицензий конечного пользователя на приобретенные в рамках Договора космические снимки, произвести экспертизу результатов выполненных работ на предмет точности и полноты предоставленных данных.

6) В качестве одного из самых востребованных приложений, как можно быстрее создать геопортал Ульяновской области, используя программное обеспечение, соответствующее основным международным стандартам в области пространственных данных, метаданных и геосервисов. Это создаст необходимые условия для беспрепятственного подключения к инфраструктуре пространственных данных Ульяновской области всех новых информационных ресурсов, программных средств (сервисов), поставщиков и пользователей пространственных данных, включая федеральные данные и сервисы в рамках реализации пилотного проекта Росреестра по созданию региональных прототипов Инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Провести публикацию на портале всего массива пространственных данных, полученных на первых этапах реализации проекта.

7) Как можно скорее скоординировать планы реализации проекта с планами Росреестра по созданию региональных прототипов Инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

8) Для управления реализацией рассматриваемого проекта и пилотного проекта Росреестра целесообразно создание единого координирующего органа с участием представителей всех ведущих заинтересованных федеральных и региональных ведомств, ОМСУ Ульяновской области, научной, образовательной и коммерческой сфер во главе с курирующим заместителем Председателя Правительства Ульяновской области.
При координирующем органе целесообразно создание технического коллегиального органа с участием отраслевых профессиональных групп и организаций для участия в разработке и экспертизе ТЗ и приемке результатов работ.

9) Для консолидированного участия в координирующем органе представителей образования, науки и бизнеса целесообразно формирование Ульяновского регионального отделения ГИС-Ассоциации.

5. Вопрос о 46 миллионах. Это сумма на выполнение госзадания двух подведомственных организаций, сумма примерно такая же как в 2011 году. В Законе УО о бюджете на 2012 все будет прописано окончательно. Вот две ссылки. В первой прописано, что делают подведомственные организации http://it.ulgov.ru/about/podvedomstvennue/663.html
Во второй про ОГАУ "Электронный Ульяновск" и МФЦ http://it.ulgov.ru/about/podvedomstvennue/
Так что искусственно созданная истерика вокруг этой темы отнюдь не "раскрытая тайна" и сенсационное расследование. Это скорее нежелание углубиться в суть вопроса и почитать соответствующие документы. Интернет популизм. Все открыто, все давно выложено в сеть. Если человек хоть немного разбирается в финансах, то он поймет, что в эту сумму помимо сумм на госзадание входит зарплата и оплата за содержание зданий,в которых они находятся.
Ответы, как вы видите, давно лежат в сети, но отвечать "по первому требованию" анонимного блогера не стала из принципа, так как вопрос был поставлен в хамской форме.
Я по прежнему открыта для конструктивного диалога.