Журналистика, по моему мнению, одна из самых удобных сфер деятельности для работы в режиме фриланса: делать материалы для прессы можно из любой точки страны. Особенно если работаешь на федеральное издание, например, в качестве собственного корреспондента. Наш герой – Михаил Белый – яркое тому подтверждение. Михаил в 2007 году окончил специальность «Журналистика» в Ульяновском государственном университете. Хотя больше года жил и работал в Москве, вернулся обратно и сейчас работает уже тут, в Ульяновске, на ряд федеральных СМИ, таких как газета «Новые известия», «Газета.ру», журнал «Эксперт Online», «Русская служба Би-би-си» и некоторых другие.

– Михаил, расскажи, пожалуйста, как ты пришёл к той мысли, что хочешь стать журналистом?
– Честно говоря, всё получилось как-то само по себе. Не хочу пафосно говорить про призвание. В школе писал стихи. А в 16 лет пришел в журналистику. Пожалуй, самое главное в профессии журналиста – это то, что ты имеешь возможность реально помогать. Я вообще две профессии считаю особенными – журналиста и врача. Я журналистикой занимаюсь почти 12 лет и говорить, что помог тому, или помог тому – наверное, неправильно. Мне доводилось писать о журналистах, которых прессовала власть. Наверное, это выполнение миссии и определённая помощь. Из последнего – плотно освещал голодовку учителей в Ульяновске. Думаю, люди не дадут соврать – в палаточном городке я разве что не ночевал. Я это не для того говорю, чтобы похвастаться. Это не героизм какой-то, это моя работа. Отдельная история – серия публикаций о судье Сасе (Валерий Саса в ночь на 22 января 2011 года совершил ДТП, в результате которого погибли 2 человека – прим.ред). Думаю, отчасти публикации не дали спустить это дело на тормозах. Главное – бить в одну точку. Тогда журналист становится эффективным.
Всё началось с «Новых Известий». Их собкором, если не ошибаюсь, я стал на первом курсе университета. Как туда попал? Написал письмо в редакцию, предложил темы. А разве бывает иначе? Журналист – это ведь не чиновник. Тут один критерий: умеешь добывать информацию и писать или нет. Это быстро проверяется.

– Но как говорится, в журналистике сначала ты работаешь на имя, а затем имя работает на тебя. Или ты к тому моменту уже имел за собой багаж хорошего опыта?
– Нет, тогда опыт был небольшой. Первая моя работа в журналистике – это газета “Вестник”, издаваемая Ульяновским госуниверситетом. Люди, которые там работали, во многом на меня повлияли. Это и ответственный секретарь Елена Станиславовна Волкова, и корреспондент Оля Николаева, и фотокорреспондент Александр Васильевич Склизков. Александр Васильевич – это профи. Без преувеличения.

-Тебе поступали предложения переехать в другие города? Допустим, даже в ту самую Москву, например?
– Да, были такие предложения. Более того, даже больше года прожил в Москве. Там довелось работать в различных федеральных изданиях.

– Расскажи о своей жизни в Москве: где именно работал, чем занимался? Как повлиял этот года на твою жизнь и изменил ли что-то в тебе?
– Работал в нескольких местах, обо всём не расскажешь. Если уж на то пошло, я вообще сегодня в странной роли – отвечаю на вопросы, до этого момента не давал интервью. Это как в анекдоте: чукча – не читатель, чукча – писатель. В Москве работал в «Новых Известиях» – газета, которая мне многое дала, в которой работает много талантливых и очень профессиональных людей: это и Валерий Васильевич Яков, главный редактор, и Вячеслав Николаевич Ширяев, и Алексей Ольшанский, Анатолий Степовой, Михаил Крючков. Они – пример настоящих журналистов. Одно общение с ними дорогого стоит. Вот это – жизнь не по учебникам. А главный мой учитель – это Вячеслав Петрович Лукашин. Вот это, простите за пафос, легенда журналистки.

– Но ты вернулся обратно, в Ульяновск. Почему?

-Ты знаешь, сколько существует версий, почему Белый вернулся в Ульяновск? :) Я их многие даже слышал. Знай – всё неправда. Предвижу ехидные комментарии, но скажу одну необычную вещь: здесь я имею возможность куда лучше реализовываться как журналист. Я серьёзно.

– А чем Москва не подошла тебе в плане реализации? Ведь это город больших возможностей…
– Большое заблуждение, что московские редакции – это некое скопление профессионалов. Ничего подобного. Профессионалов единицы. В Ульяновске вот ты журналист – Ольга Турковская, тебя все знают, твоё имя слышат, а в Москве – ты винтик, одна из Оль… И вообще – здесь ты пишешь действительно серьезные вещи, о которых хорошо знаешь, о том, что тебе близко и в чём ты разбираешься. В Москве журналистика зачастую строится на копипасте. Увы.

– Не жалеешь, что уехал из столицы?
– Многие спрашивают меня об этом. Я ещё такой молодой, у меня столько планов, что ещё успею вернуться.

– Кем ты себя видишь через 10 лет?
– Счастливым отцом.

– А в профессиональном плане?

– Давно мечтаю о собственном интернет-проекте. И делаю шаги в этом направлении.

– Работая на федеральные СМИ, не чувствуешь большей ответственности за свои материалы?
– Я считаю так: что человек на любом месте, будь он местным журналистом или работая на федеральное СМИ, должен знать, что за каждое слово он несет ответственность. У журналиста должны быть регуляторы. И в журналистскую солидарность я тоже верю.

Беседовала Ольга Турковская