“Пойди туда, не знаю куда”, – примерно так выглядит посыл ульяновцам и всему городу в целом, выданный авторами серьезного вроде бы документа – “Стратегии социально-экономического развития муниципального образования “город Ульяновск” до 2020 года”. Проект стратегии, готовящейся за бюджетные средства, более чем на реферат, собранный студентом, не тянет.
Проект стратегии был опубликован на сайте мэрии в середине этой недели. Взглянув на обширный документ (в нем около 250 страниц), мы решили было предложить всем горожанам присоединиться к обсуждению будущего Ульяновска. Тем более, что и сама мэрия призывала всех документ почитать и выслать авторам замечания. А ранее (еще в июне) сообщалось, что обсуждение стратегии планируется максимально широкое – с представителями вузов, представителями органов власти, деловых и научных кругов, общественностью.
Но, опубликовав информацию по одному – транспортному – разделу стратегии, который поразил нас предложением сделать проезжую часть на улице Гончарова подземной, а от старого моста через Волгу построить тоннель к мосту через Свиягу, мы поняли, что рассматривать отдельные разделы стратегии бессмысленно. Как и весь проект документа в целом. Ведь он больше похож на неудачную работу не очень сообразительного студента, чем серьезную официальную бумагу.
Чтобы, в отличие от нас, не разочароваться в важнейшем для города документе, читать советуем только его оглавление. Оно выглядит довольно логичным. А вот содержание документа способно одновременно и рассмешить, и напугать.
Начнем с того, что проект документа для обсуждения представлен не полностью. В нем отсутствуют третья и четвертая части “Система управления стратегическим развитием муниципального образования” и “План мероприятий по реализации стратегии”. То есть важнейшие разделы стратегии. Их, авторы, видимо, не успели дописать. Хотя, еще в июне пресс-служба мэрии сообщала, что “в настоящее время разработчиком ОГУП «Агентство стратегического консалтинга» дорабатывается последний третий раздел стратегии”.
И даже в двух представленных разделах стратегии “Стартовые условия и проблемы развития муниципального образования” и “Приоритетные направления социально-экономического развития муниципального образования” некоторые главы просто пусты. К примеру, “Внешние инфраструктурные стимулы и ограничения”, “Макроэкономические условия развития”, “Развитие торговли и других рыночных услуг”.
А разделы стратегии, все-таки получившие содержание, вводят в недоумение. Логично названные главы наполнены то недостаточной, то чрезмерной информацией, в большинстве своей описательной, но не содержащей каких-либо выводов. Более того, в некоторых из них речь ведется не о 2010-2011 годах, а о более ранних сроках, и приводятся данные не об Ульяновске, а об области в целом.
Вывод отсюда прост – наполнение для стратегии собрано из разных документов и практически авторами не переработано, часто дана лишняя информация – видимо, для увеличения объема документа. Пример тому – введение с рассказом о городе. Вбивая фразы из него в поисковик, получаем ссылку на сайт о турпотенциале региона, с которого был взят текст. В части, посвященной природно-географическому положению города, даны подробнейшие описания полутора десятков существующих в нем водоемов. Это работа 2007 года, проведенная Научно-исследовательским центром «Поволжье».
Кроме того, зачастую устаревшие данные, попавшие в стратегию, так и не соотнесены с настоящим. Возникает ощущение, что авторы не живут в самом городе и происходящим в нем не интересуются.
К примеру, говоря про здравоохранение, они детально расписывают число врачей, работающих в городе, и их квалификацию, но не дают ни намека на то, что с 2012 года здравоохранение из ведения города перейдет в область. Смешной в этом же смысле выглядит раздел, посвященный культуре. Он явно взят из документа 2009 года, потому что содержит так и не выполненные обещания. В частности, “К 2012 году в городе появится два новых объекта культуры. Это новое здание областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова и здание областного государственного архива Ульяновской области”. Оба проекта, напомним, так и не реализованы, как и план строительства национальной деревни в парке Дружбы Народов, от которого власти отказались еще в прошлом году, но который в стратегию попал.
При этом про мега-проект “Ульяновск – культурная столица”, его вписывание в экономику и так далее в документе нет ни слова. Как и о “Авиационной столице”, Международном авиатранспортном форуме и других важнейших в последнее время темах в развитии города и региона в целом.
Зато в стратегии подробно расписана банковская сфера города. Вплоть до ученического перечисления “Спектр услуг ульяновских банков довольно широк: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, сдача в аренду индивидуальных банковских сейфов, валютные операции, реализация «зарплатных» проектов, эквайринг…”. Опять явный кусок из какого-то “левого” документа. Как, видимо, и анализ транспортной сферы, в котором упоминаются уже несуществующие в городе маршруты автобусов. Более того, транспортный вопрос вообще ставит под угрозу адекватность ульяновской власти. В посвященном ему разделе вновь в который раз говорится о необходимости убрать с городских улиц трамвай. Таким образом областные и городские власти, заверявшие горожан, что они этого не допустят, благодаря авторам документа, оказываются обманщиками.
Раздел о коммунальном хозяйстве города, очевидно, взят из программы 2008 года по развитию систем коммунальной инфраструктуры города или подобного документа. “По состоянию на 20 февраля 2007 года в городе работают 15 управляющих компаний”, – говорится в нем. Что произошло за четыре с лишним года в этой сфере, авторы так и не удосужились поинтересоваться.
В разделе, посвященном действующим институтам развития города, перечислены лишь региональные организации. А, к примеру, о городском Центре развития предпринимательства нет ни слова.
Определение места Ульяновска в ПФО выглядит анекдотом. Авторы так и не могут определиться, сколько же в округе регионов. “Ульяновск среди 12 региональных центров ПФО”, – пишут они сначала. “В числе 13 столиц-региональных центров ПФО Ульяновск находится на 11 месте”, – затем. И “Из 14 городов-столиц ПФО Ульяновск на 8 месте”, – напоследок.
С подсчетами у авторов, похоже, вообще не очень хорошо. Начинается стратегия с заявления о том, что она должна определить развитие города на ближайшие 20 лет. Но поставленная планка – 2020 год, то есть лишь ближайшая девятилетка.
Раздел “Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры” вводит в уныние. Данные в нем, как водится, устарели на пару лет. “На территории МО «город Ульяновск» осуществляют свою деятельность два оператора фиксированной связи: Ульяновский филиал ОАО «ВолгаТелеком», ООО «Симбирские телекоммуникационные системы»; три оператора телевизионного вещания: областной радиотелевизионный передающий центр, ЗАО «Симбирск КТВ, ООО «Поволжье Телеком», шесть операторов сотовой связи: Мегафон, Билайн, МТС, Скай Линк», Ульяновск-GSM, СМАРТС-GSM, 11 провайдеров интернет”, – заверяют нас авторы.
Довершает печальную картину раздел, оказывающийся последним в проекте документа. Под заголовком “Развитие коммунальной инфраструктуры” почему-то содержатся данные только о водоснабжении и городской канализации.
Именно в этом направлении и хочется отправить этот условно называемый “документ” после прочтения. Тем более что за него город должен заплатить разработчику более двух миллионов рублей.
Правда, ожидать, что стратегия будет доработана до адекватного состояния, не приходится. В условиях смены городской власти чиновникам мэрии явно будет не до нее, тем более, что есть поставленная губернатором цель принять документ до конца года. Разработчику же возиться с документом тоже вряд ли захочется – на нем лежит задача по написанию еще двух десятков подобных прожектов для каждого из районов области. У ульяновцев остается одна надежда – что чиновники документ примут и, как водится, торжественно положат пылиться в шкаф и на ближайшее десятилетие мечтаниям о светлом будущем предаваться не будут. Чем бы чиновник не тешился, лишь бы грандиозные планы в жизнь воплощать не начал.