Коррупционные схемы, которыми пользуются преступники, постоянно совершенствуются. Наиболее часто к уголовной ответственности за взятки привлекаются руководители органов местного самоуправления и соцобеспечения, образовательных и медицинских учреждений. Урожайным стал этот год по возбуждению уголовных дел на сотрудников правоохранительных органов, значительная часть из которых сейчас находится в производстве.

При совершении преступлений взяточники не брезгуют ничем и, судя по тому, что коррупционных преступлений меньше не становится, ничего не боятся. Об этом шла речь на пресс-конференции, организованной Следственным управлением Следственного комитета по Ульяновской области.

По словам руководителя отдела процессуального контроля Олега Леонтьева, с начала нынешнего года в регионе возбуждено 167 коррупционных уголовных дел, по 37 производство окончено. Наиболее яркими среди них стали четыре уголовных дела в отношении глав администраций сельских поселений Майнского района, которые, пользуясь служебным положением, похитили и растратили государственные деньги. Окончено дело начальника отряда Димитровградской колонии, получившего взятку за передачу осужденному сотового телефона. Областной суд вынес ему обвинительный приговор. В Чердаклинском районе на основании собранных следственных доказательств был осужден ветеринарный врач, который неоднократно получал взятки. Доказано более 150 эпизодов. Вроде и суммыто небольшие, но дело было поставлено на поток. Окончено дело в отношении майора милиции, командира роты отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Ульяновской области Андрея Глущенко, которому инкриминируются получение взяток и превышение служебных полномочий. Доказан эпизод, когда он брал взятку дверями, а также когда просил взятку в 100 тысяч долларов за разрешение поставить на служебную стоянку автомобиль.

Руководитель отдела по расследованию особо тяжких дел Алексей Виноградов сообщил, что продолжается эпопея по громким преступлениям, связанным с закупкой дорогостоящего медицинского оборудования для лечебных учреждений города и области. Громкое дело 2008 года, по которому за решетку попал региональный министр здравоохранения Федор Прокин, стало первым в России по закупке томографов по завышенным ценам. Потом аналогичные дела по подобным фактам возбудили почти в 70 субъектах страны. Но ульяновская история все еще не закончилась.

– В нынешнем году, – сообщил Алексей Виноградов, – продолжилось расследование остатков, выделенных из первого основного дела, а также и по двум новым возбужденным уголовным делам по поставке томографов. Лица, осуществлявшие преступление, установлены, четверым предъявлено обвинение, расследование продолжается. Мы установили, что были организованы фирмы-однодневки, которые не осуществляли никакой коммерческой деятельности, но были необходимы для проведения договоров купли-продажи. При этом цены на томографы предпринимателями постоянно накручивались.

Если во всем мире нормальная прибыль считается два-три процента, то у нас даже сто процентов кое-кого не устраивает. Нужно 200, 300, 500 процентов. Причем во втором деле о томографах фирмы-однодневки создавались не на территории России, а в оффшорных зонах трех иностранных государств, что усложнило и удлинило процесс расследования.

По мнению следователей, их работу облегчило разрешенное новым законодательством заключение с подследственным досудебного соглашения, когда он идет на сотрудничество со следствием. Такая практика применялась дважды – с бывшим главным врачом областной клинической больницы Александром Баландиным, одним из участников громкого дела о томографах. В этом году ему был вынесен приговор. Его признали виновным в совершении преступлений, но наказание, в отличие от других соучастников, он получил условное. Второй пример – с сотрудником димитровг радского межрайонного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Он также заключил досудебное соглашение и также получил наказание в виде условного лишения свободы. Как было сказано, в ходе расследований серьезно изучаются причины и условия, которые способствуют совершению людьми коррупционных и прочих преступлений.

Среди них – низкий уровень исполнительной дисциплины самих должностных лиц, отсутствие контроля со стороны вышестоящих руководителей, в том числе относительно квалификации подчиненных. Ну и, наверное, жадность и безнаказанность, которые не останавливают преступников ни перед чем.

Наталья Жидких