Александр ТИХОНОВ проработал ведущим на ГТРК «Волга» 30 лет. За эти годы он стал «своим» в каждом доме, где был телевизор. В пиджаке и галстуке в вечерних выпусках новостей или в костюме лешего в детской передаче… По голосу его узнавал каждый, кто слушал радио. Сегодня Александр Михайлович передает свой опыт молодежи, а по телевизору смотрит только выпуски новостей и канал «Культура».
Его детство и юность прошли в театральном Саратове. Студенческие годы — в культурной столице России — Петербурге. Но городом, в котором его лицо и голос узнавал едва ли не каждый от мала до велика, стал Ульяновск.
Путь Александра Тихонова на телевидение начался с театра. Свой первый спектакль он посмотрел в семь лет – это была постановка по мотивам романа «Анна Каренина». А потом и сам оказался на сцене в качестве воспитанника драматического кружка при саратовском Дворце пионеров, в котором до Тихонова занимался Олег Табаков.
«В свое время Наталья Иосифовна Сухостав – режиссер, руководитель Саратовского театра детского и юношеского творчества – сказала мне: у тебя великолепный голос и внешность, но нет фактуры для театра. С твоим голосом нужна другая фактура. Но вот видите, оказывается, голос мне помог в дальнейшем».
Кстати, именно театр Натальи Сухостав впервые привел Александра Михайловича на саратовское телевидение – там они показали свой спектакль, когда будущему ведущему было всего шестнадцать лет. С местом дальнейшей учёбы Александр Тихонов определился сразу – подал документы в Ленинградский институт на актерский факультет. Он общался с Олегом Янковским, часто бывал с ним в одной компании, его соседями по общежитию были Иммануил Виторган, Николай Олялин, Лев Прыгунов.
В 1963 году Александр Тихонов окончил институт и вернулся в Саратов. Практически сразу устроился на работу диктором на местное телевидение, чья студия, к слову, была одной из ведущих в России.
«На телевидении большую роль играет внешность. Там не должно быть жестов. Там, как говорил Станиславский, всего должно быть чуть-чуть. Нужно быть элегантным, сдержанным».
Телевидение стояло у самых истоков. Ни о какой записи и тем более монтаже материала речи быть не могло. Передачи выходили «живьём». Мало того, такой вещи, как суфлёр, тоже не существовало. Ну и само собой, если в эфире случалась какая-то неожиданность, «уйти на рекламу» было невозможно.
«Однажды Галина Загуменная — диктор такая была в Саратове – и я читали в эфире стихи. Режиссер нас посадила друг напротив друга. Камеры поставила за ней и за мной, так, чтобы их не видно было. А так получилось, что главный режиссер до этого Галину позвал и втык дал за что-то прямо перед выходом в эфир. А это запрещено!
Короче, начали читать стихи, сначала я прочитал, потом она… И вдруг Галя заплакала. Представьте: сидит мужик, напротив него – женщина. Она плачет, а он, дурак, на нее смотрит. А режиссер, бедный, не знает, что делать. И ничего — так мы дочитали до конца. Скандал был большой».
Это сейчас можно долго снимать, отбирать материалы, поднимать видеоархивы, а потом кропотливо всё это «склеивать» в компьютерной программе. В 60-х , в самом начале, литературные, научно-популярные фильмы, фильмы о людях создавались усилиями и талантами режиссера и оператора. Фотографии и ведущий в кадре — вот практически и весь видеоряд. «Несмотря на это, – вспоминает Александр Тихонов, – фильмы получались динамичными, интересными. Передачи делали актёры и журналисты-газетчики».
Так было и в 70-м году, когда Александр Тихонов приехал работать в Ульяновск. Приехал, потому что ждал от этого города новых возможностей, интересных перспектив. А ждать было чего. На Родине Ленина с широким размахом отмечали столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата.
«Ну, время такое было: Владимир Ильич — это всё! По крайней мере, партийное руководство молилось на него. Потому что это имя давало городу все. Я относился к этому неоднозначно. Потому что уже имел свое мнение.
Я думал ,что будет больше движения, будет больше возможностей здесь. Но недаром Гончаров написал «Обломова» в Симбирске. Ну, Симбирск имеет такую тенденцию что ли… Тишь, гладь и божья благодать».
В 90-е Россию переломило в очередной раз, и телевидение очень сильно изменилось. Передачи и фильмы перестали быть вкладом в культурное, интеллектуальное развитие зрителя и превратились в товар, который очень хорошо продаётся.
«Сейчас грустно смотреть, во что превратилось телевидение. В шоу. В плохое притом. Мне стыдно, например. Я смотрю сейчас только новости, «Культуру».
А остальное всё… Вот «Репортёр» смотрю. Потому что они сейчас делают то, что когда-то делали мы — ГТРК «Волга». Это передачи. Я вообще не понимаю, как можно делать одни новости. В новостях вы ничего не расскажете».
Возможно, именно после того, как с экранов регионального ТВ исчезли просветительские, научно-популярные передачи, начали страдать и новостные передачи. Одно из основных требований к тележурналисту, который снимает актуальные репортажи — это оперативность. Поэтому зачастую его рабочий день проходит в режиме забега на длинную дистанцию.
«Когда я пришел, была связь поколений, а это много значит. Я у кого-то учился. Мы смотрели, как кто работает, мы общались, смотрели передачи друг друга. Нынешняя молодежь варится в собственном соку. У тех, кто остался на телевидении из «старичков», я способностей не вижу.
И поэтому у молодёжи этот профессионализм – он пропадает. Им общаться не с кем. Они и не видят друг друга. Такая система — прискакали со съемок, на ходу что-то сделали, что-то смонтировали, всё — поехали дальше. А учиться у кого-то журналистам необходимо…
Надо смотреть на другого человека, хорошего, конечно, и брать от него что-то. Это не называется обезьянничаньем. Потому что вы – это вы, и вы все равно будете это пропускать через себя. Можно смотреть новости, находить там такого журналиста, который вам нравится, и анализировать его работу, учиться у него».
Александр Тихонов ушёл из телеэфира в 2000 году. О своём решении не жалеет и считает, что оно принято вовремя. Сейчас он передаёт своё мастерство молодёжи. Преподаёт в школе речевого мастерства, которую открыла ещё один известный диктор — Людмила Ляшенко.
А говоря об ульяновской молодёжи, Александр Тихонов снова вспоминает Гончарова и его «Обломова». Похоже, это карма у города такая. И те, чьи интересы и увлечения простираются дальше вечерних ток-шоу и бандитских сериалов, в итоге собирают вещи и едут туда, где их способности, идеи будут нужны. Нужны не на бумагах, не в «прожектах», а прямо здесь и сейчас.
«Вы знаете, я думаю, нужно постараться превратить то, что ульяновцы считают «Фе!», в хорошее. Для этого нужно оставаться в городе, конечно. Но многие уезжают от того, что они здесь не видят себя и движения. Вот в чем дело-то! Есть в этом городе аура какая-то…
Но нужно стараться делать что-то, естественно. А там уж и так всё переполнено. А здесь можно постараться. Кто ищет, тот всегда найдет».
Текст и фото – Анна Панова