Министерством образования проведен социологический опрос учащихся муниципальных образовательных учреждений области на предмет изучения отношения и предпочтений школьников к виду спортивной деятельности на уроках физической культуры, а также изучения структуры досуга школьников как основы организации физической культуры.
Социологический опрос проводился в общеобразовательных учреждениях каждого муниципального образования у обучающихся 8-11 классов среди юношей и девушек.
Было выявлено следующее отношение и предпочтения школьников к виду спортивной деятельности на уроках физической культуры.
На вопрос: «Назови причины, по которым ты не занимаешься в спортивной секции» большинство обучающихся и юношей, и девушек, отвечали: «Занимаюсь другой деятельностью».
На вопрос: «Каким видом спорта ты хотел бы заниматься на уроках физкультуры (напиши 5 видов)» юноши отвечали в основном следующим образом: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, плавание; девушки – волейбол, гимнастика, баскетбол, легкая атлетика, плавание.
«Нравятся ли тебе уроки физкультуры? Если да назови 3 причины. Если нет, назови 3 причины», на данный вопрос большинство школьников ответили «да, нравятся». Причины, по которым нравятся уроки физической культуры у юношей – это 1) укрепление здоровья, 2) интересно на уроке, 3) нравится учитель; у девушек – 1) интересно на уроке, 2) укрепление здоровья, 3) сохранение фигуры. Причины, по которым не нравятся уроки физической культуры в сельских районах: у юношей – это 1) большая физическая нагрузка, 2) переутомляемость; у девушек – 1) большая физическая нагрузка, 2) в раздевалке нет душевых кабин, 3) возможность получения травмы. Причины, по которым не нравятся уроки физической культуры в г.Ульяновске: у юношей: 1) присутствие других классов на уроке, 2) старое оборудование, 3) не желание заниматься физической культурой; у девушек: 1) большая физическая нагрузка, 2) присутствие других классов на уроке, 3) необходимость сдачи нормативов.
Процент из опрошенных школьников, систематически занимающихся спортом, составляет: у юношей 49,4%, у девушек 40,3%.
В изучении структуры досуга школьников как основы организации физической культуры, анкетирование проводилось по следующим вопросам: месторасположение спортивной секции, которую посещают школьники (в % от числа занимающихся) и расположение спортивных секций, где бы хотели заниматься школьники (в % от числа не занимающихся).
Посещение школьниками спортивных секций, расположенных в школе составляет 39,3%, в ДЮСШ – 30,7%, в коммерческой спортивной организации – 6,4%, в подростковом клубе по месту жительства – 6,4%, занимаются самостоятельно 17,2% школьников.
На вопрос «Расположение спортивных секций, где бы хотели заниматься школьники», обучающиеся отвечали следующим образом: в школе – 41,1%, в ДЮСШ – 23,9%, в коммерческой спортивной организации – 6,5%, в подростковом клубе по месту жительства – 13,3%, заниматься самостоятельно – 15,2%.
Также были опрошены директора школ и учителя физической культуры в отношении к целесообразности создания в образовательном учреждении «Школьного спортивного клуба». «Да, в этом есть необходимость» ответило 53% директоров и 50% учителей. Затруднились ответить 26% директоров и 27% учителей. «Нет, в этом нет необходимости» ответило 21% и 23% учителей.
Данные исследования должны помочь руководителям общеобразовательных учреждений принять адекватные управленческие решения по совершенствованию системы физического воспитания, вовлечению большего числа обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом.
Министерство образования Ульяновской области