22 декабря состоялось очередное заседание комитета ЗСО по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии, который провел председатель комитета Анатолий Голубков. В заседании также приняли участие первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Александр Майер, депутаты Николай Лаврушин, Равиль Насыров, Михаил Горшков, Сергей Глебов, а также Министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин.

Министр сельского хозяйства выступил перед депутатами с обстоятельным докладом о последствиях для российских сельхозпроизводителей вступления летом 2012 года во Всемирную торговую организацию. Оказалось, что российский агропром на сегодняшний день не готов к этому шагу. Самые большие опасения связаны с будущим животноводства, которые будут вызваны ростом объемов импортной продукции по низким пошлинам.

Если рассматривать, к примеру, производство говядины, то, по словам министра, по льготной ставке 15% и вне рамок тарифных квот, можно будет ввозить неограниченные объемы так называемой «высококачественной говядины». И это позволяет ввозить мясо далеко не в самом узком понимании этого слова. Объемы поставок такой говядины могут составить десятки и даже сотни тысяч тонн. В итоге, только начавшиеся инвестиции в этот сектор в России могут быстро иссякнуть. И без того в отрасль вкладывались не многие, так как сроки окупаемости проектов (11-12 лет даже при самом современном и технологичном подходе) отпугивают инвесторов. И если не решить проблему с импортом «высококачественной говядины», банки могут отказаться от кредитования проектов в мясном скотоводстве. Крайне тревожно выглядят перспективы российского свиноводства. В соответствии со взятыми обязательствами, Россия должна будет снизить пошлину с 40% до 5%, что приведет к резкому увеличению ввоза живых свиней. Производство свинины в условиях отечественного АПК станет нерентабельным. По словам министра сельского хозяйства, животноводство – кровеносная система сельского хозяйства. Одно рабочее место здесь создает 6-7 новых мест в смежных отраслях: производство и переработка зерна, комбикормовая промышленность, генетика и селекция, убой и первичная переработка, транспортная и складская логистика, наука, сельхозмашиностроение, переработка биоотходов.

Что касается растениеводства, то сельчанам будет выгодно производить только высококачественное зерно (и то в случае если российских производителей зерна допустят на зарубежные рынки), а корма могут оказаться невостребованными. Это ударит уже по сфере растениеводства в целом.

В отношении молочного производства ожидаются массированные поставки молочного порошка из-за рубежа, что нанесет урон отечественным производителям молока, которые и без того находятся в непростом положении.

По словам Александра Чепухина, трудно точно спрогнозировать, как будет выглядеть рынок после присоединения к ВТО. Во-первых, нельзя рассчитать, с какой скоростью будут уходить с рынка неэффективные и личные подсобные хозяйства, на которые приходится не менее 50-60% производства. Неясно, смогут ли модернизироваться среднеэффективные. Также существует вероятность, что узнав о грядущем увеличении импорта, банки будут менее охотно давать кредиты свиноводам, инвесторы переоценят риски и большая часть проектов будет заморожена. Этот процесс уже начался ввиду неизвестности для большинства условий присоединения.

На фоне больших опасений и неопределенности в отношении последствий вступления в ВТО в Ульяновской области сложилась тяжелая финансовая ситуация в сельхозпредприятиях. В 2010 году агропромышленный комплекс Ульяновской области пострадал от небывалой засухи, прямые убытки сельхозтоваропроизводителей превысили 5 млрд. рублей. По решению Правительства Российской Федерации часть платежей по кредитам и лизингу была отсрочена на срок до 3 лет, что, безусловно, оказало огромную помощь хозяйствам.

В результате в 2011 году сложилась критическая ситуация по погашению кредитных обязательств. С трудом пережив засуху, и даже получив в 2011 году хороший урожай, хозяйства находятся в тяжелом финансовом положении. Выручка от реализации уходит на погашение основного долга, растут долги по налогам, по расчетам с поставщиками, отсутствие оборотных средств не позволяет развиваться и расширять производство. Ситуация усугубляется тем, что происходит галопирующий рост цен на энергоносители. Только в 2011 году дизельное топливо подорожало на 40% и в настоящее время цена составляет 29 рублей за литр и продолжает дорожать, цены на электроэнергию также продолжают расти. При этом закупочные цены на зерно за последние 5 лет практически не изменились.

По словам депутатов, речь идет не только об агробизнесе, но и о сельском укладе жизни в целом. Сокращение отечественного сельхозпроизводства и обилие импортной продукции может повлечь рост безработицы в сельской местности и в малых городах. И это чревато тяжелыми социальными последствиями.

Вызывает опасение и качество ввозимой дешевой продукции. Ожидается, что она не всегда будет соответствовать российским требованиям безопасности, не исключено содержания в продукции генно-модифицированных элементов.

По словам Александра Майера, необходимо тщательно проанализировать все последствия вступления в ВТО для сельского хозяйства и на основе этих данных обратиться в Правительство РФ и профильный комитет Государственной Думы с просьбой о разработке мер по защите отечественных сельхозпроизводителей. В числе этих мер могут быть следующие:

1. Создание госкорпорации, которая возьмет на себя задолженность агрохолдингов (сумму основного долга по кредиту или стоимость объекта лизинга) с целью сохранения существующего бизнеса и рабочих мест. При этом госкорпорация может войти в состав учредителя предприятия-должника. Может быть предоставлен вариант реструктуризации по выплате долга на 25 лет. В обмен на «кредитные каникулы» предприятие-должник отдаст под залог имущество и землю, которая имеется в собственности каждого агрохолдинга. В случае невозможности дальнейших выплат госкомпания может выставить на торги имущество должника. Одновременно кредитор может снять обременение и вывести госкорпорацию из состава учредителей, погасив досрочно задолженность.

2. Фиксированные цены на дизельное топливо и минеральные удобрения.

3. Компенсация части приобретенной сельхозтехники.

Кроме того, по словам Александра Чепухина, следует использовать и те немногие преимущества, которые существуют при вступлении в ВТО.

1. Россия получила право на прямую поддержку сельского хозяйства в размере 9 млрд. долларов в год в течение первых лет – беспрецедентная сумма для отрасли. Этим надо воспользоваться, но при этом поддерживать только эффективные хозяйства в ответ на выполнение обязательств по увеличению и модернизации производства. Необходимо распространить спектр поддержки на перерабатывавшие отрасли, так как там создается добавленная стоимость и получается импортозамещающая и экспортноориентированная продукция.

2. Нужно внимательно изучить все возможности применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер и на основе правил ВТО эффективно ими пользоваться.

3. Следует расширить полномочия Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, укомплектовать его кадрами для работы в новых условиях. Нужно разрабатывать учебные программы, чтобы мы имели высококвалифицированных специалистов по торговым спорам. В этой связи Министерство сельского хозяйства Ульяновской области предлагает создать «Школу агробизнеса» для руководителей и специалистов сельхозпредприятий и КФХ, для повышения их квалификации и самое главное для подготовки их к работе в условиях ВТО, а именно создание экономически высокоэффективных сельхозпредприятий. На эти цели необходимо в 2012 году 20 млн. рублей.

По словам председателя аграрного комитета ЗСО Анатолия Голубкова, государство должно разработать системные меры поддержки отечественного товаропроизводителя. На сегодняшний день важными задачами остается подготовка к весеннему севу, покупка удобрений и ГСМ, ремонт техники, а для этого нужны средства, в том числе предусмотренные в областном бюджете. И финансировать АПК, по словам Анатолия Голубкова, необходимо в достаточных объемах уже с января, а не в разгар посевной кампании.