Вроде бы и мандаринами пахнет также, и на улицах продают сочно-зеленые елки, и в витринах по вечерам волшебно загораются гирлянды… А все равно – не то. Друзья вздыхают – праздник не чувствуется. Одни готовы в новогоднюю ночь лечь спать, другие – посмотреть “Голубой огонек” и лечь спать, третьи – вообще не думают о том, что через неделю мы вступим в 2012 год.

Куда исчез праздник? Почему мы все меньше и меньше испытываем это приятное будоражащее чувство праздничного предвкушения? Помню, еще несколько лет назад, будучи студентом, мы шумной кампанией отмечали Новый год. Да и как забудешь, когда лично перечистил целое ведро картошки – почему-то казалось, что в новогоднюю ночь должен разыграться неистовый аппетит. Жарили куриные окорочка, варили даже, кажется, уху. И неважно, что как минимум половину приготовленного пришлось потом вылить – даже наши молодые желудки не осилили весь этот объем приготовленных яств. А сейчас вот почему-то выходит почти по Розенбауму – уже все чаще хочется гулять не за столом, а старым тихим парком.

Такое ощущение, что мы теряем один из самых главных праздников. И, как мне представляется, на то есть вполне объективные причины. Праздник стал коммерческим. А коммерциализация неизбежно убивает романтику, душевность. Праздник без этих компонентов превращается в дежурный банкет. И оливье из символа переходит в разряд салатов с зеленым горошком.

Готов поспорить, что совсем скоро из праздничного календаря россиян исчезнет День святого Валентина, который так бурно отмечался на протяжении нескольких последних лет. В России День святого Валентина или День всех влюбленных – исключительно праздник торговли. Лично меня напрягает такая искусственность – говорить по графику слова любви и покупать подарок, потому что надо, потому что так делают все. Праздник продавцов никогда не может стать праздником общенародным.

Вот и сейчас все мы видим, как Новый год заворачивают в подарочную бумагу – люди оккупировали магазины, сметают с прилавков глиняные статуэтки, мочалки, шампуни, бритвенные станки, микроволновые печи, массажеры для ног и электронные фоторамки. Будничность и необходимость подарить – вот что сейчас можно почувствовать в абсолютно любом городе нашей страны. Я и сам видел женщину в торговом центре, ходившую между бутиками с длинным списком, разместившемся на листе формата А4. “Сыну купила, дочке купила, сестре купила. Осталось мужику галстук найти”, – радовалось она, что тяжелый предновогодний груз постепенно сползает с ее плеч. Родители вспоминают, что раньше дарить подарки на Новый год было не принято – разве что дети находили под елкой конфеты и мандарины. И никто не стоял в очередях за хрустальными вазами.

Праздник не должен быть коммерцией. А ведь все мы стали жертвами этой всеобъемлющей коммерции, которая лезет из радио, витрин, почтовых ящиков. В выходные заглянул в гипермаркет, но ничего не купил. Просто посмотрел на очереди у касс и решил, что не готов потратить полдня на то, чтобы простоять здесь с тележкой покупок. Хотя не зря заехал. Увидел, например, девушку, которая уговаривала своего супруга купить целую упаковку томатного сока. “Зачем он нам? Мы же не пьем томатный сок”, – всячески сопротивлялся супруг. Дама думала недолго: “Ну, а вдруг гости зайдут. И вообще – тут он по акции стоит 32 рубля за коробку, а в других магазинах – 53”.

Новый год стал акцией. Нас заставляют скупать, потреблять все без разбору – даже то, что нам совсем не нужно. Вот и получается, что подарки становятся совершенно бездарным мусором, романтические вечера под елкой превращаются в корпоративы, на которые многие ходят только потому, что “нельзя не пойти” – коллеги обидятся, начальник не поймет.

Основная примета времени – утрата душевности. Не позвольте себе лишиться предновогоднего волшебства. Не воспринимайте предновогоднюю суету как обузу.

И последнее. Предлагаю последние дни уходящего года посвятить добрым делам – например, поздравить ребят в детских домах. На днях мне на глаза попалась группа в социальной сети – там выложили список подарков, которые дети хотят получить от Деда Мороза: набор художника, футбольный мяч, спортивный костюм… Если есть идеи – пишите мне на почту mbely@mail.ru. Для того, чтобы творить чудеса, иногда не надо быть волшебником.