Разговоры о переходе многих сфер нашей жизни в виртуальное пространство ушли в прошлое: мы уже живем в виртуальном пространстве. Бизнес, общение, развлечения, личная жизнь – все это давно проходит во всемирной паутине.

Бизнес

В этом мире основа любого удачного бизнеса – информация. А ее проще всего получить или донести через Интернет. Свои сайты давно есть и у крупных производителей, и у небольших компаний. Чаще всего такие ресурсы призваны не только рассказать о компании и ее товаре и упростить путь от продавца к покупателю, но и быть одной из продажных платформ производителя.

Интернет позволяет расширить спектр клиентских сервисов. Успешнее других этим, пожалуй, пользуются банки, освоившие и мобильный банкинг, и другие формы дистанционного обслуживания. Эксперты полагают, что в скором времени армия клиентов банков будет обращать первоочередное внимание именно на уровень дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Сегодня в банках внедряются незатратные технологические решения, позволяющие снизить расходы на программно-аппаратные комплексы. При таком подходе, не вкладываясь в «железо» и не покупая лицензии наПО, а оплачивая провайдеру только предоставленные услуги, многие небольшие банки могут успешно развивать сервисы ДБО.

– Наш банк предоставляет широкие возможности дистанционного обслуживания: интернет-банк, мобильный банк, SMS-банк. Наши клиенты могут открыть депозит онлайн, выпустить виртуальную карточку или заказать кобрендинговую карту, – рассказал «ДО» руководитель Дирекции развития электронных услуг Альфа-Банка Владимир Урбанский. – Для пользователей мобильных устройств мы выпустили специальные приложения для телефонов iPhone и BlackBerry, телефонов на платформе Android, с помощью которых клиенты могут не только совершать часть озвученных выше операций, но и находить ближайший банкомат или отделение и получать новости банка. В зависимости от сегмента дистанционными услугами в нашем банке пользуются от 15 до 40% клиентов, в среднем это порядка 30%.

Эксперты отмечают, что ДБО является в высшей степени гибким и эффективным инструментом для решения конкретных задач банка любого размера. Например, таких как информирование клиента о состоянии счета и новых услугах.

Преимущества пользования такими системами налицо. Так, средние банки за счет ДБО существенно увеличивают клиентскую базу и объем транзакций. Системы ДБО позволяют расширить спектр клиентских сервисов, например, за счет платежных услуг повысить доступность банковских услуг.

И, конечно же, Интернет – прекрасная платформа для тех, кто подвизается в малом бизнесе, будь то основной вид деятельности либо возможность подработать. Что-то продать или купить в Интернете стало проще, чем еще даже 10 лет назад. Популяризация интернет-магазинов и развитие соцсетей сделали виртуальные продажи стандартным стартапом для активных студентов, «декретных» молодых мам и уставших от своей работы бухгалтеров.

– Развитие интернет-магазинов семимильными шагами в один прекрасный день натолкнуло меня и моих друзей на идею создания удобной и простой платформы для магазина на базе чего угодно, например, тех же соцсетей, – рассказал «ДО» один из создателей технической системы Ecwid Евгений Казначеев. – Хотелось просто сделать что-то удобное для пользователей, не особо разбирающихся в тонкостях виртуального пространства. Идея была воплощена в жизнь на паре обычных компьютеров теплой компанией за несколько месяцев работы. То есть затраты, как вы понимаете, практически нулевые. Сейчас на базе нашей платформы создано уже около 20 тысяч проектов в 147 странах мира. А все потому, что это просто.

Подобные проекты сегодня вырастают в Интернете, как грибы после дождя. Главный момент успешного интернет-бизнеса – простота пользования. Потребитель не должен пугаться огромного количества функций, все должно быть «интуитивно понятно». Эксперты считают, что основа любого успешного интернет-магазина – это не столько качество и разнообразие товара, сколько простота совершения покупки.

Рынки

Вместе с тем, чтобы виртуальное пространство живущего информацией общества не привело к ожирению и атрофии двигательного аппарата человека, оно укомплектовалось и продолжает укомплектовываться в легкие, удобные для использования в динамике формы. Громоздкие системные блоки и мониторы сменили сначала ноутбуки, потом нетбуки, теперь их постепенно вытесняют планшетники. Мобильный телефон называется телефоном лишь как дань традиции, потому что изначальная его функция уже далеко не в первом ряду среди других.

По данным исследований ИАА «Телеком Дейли», в третьем квартале 2011 года в России реализовано около 10,5 млн. сотовых телефонов. Это на 8,9% выше аналогичного показателя 2010 года. А средняя цена в тех же периодах выросла на 0,9% и составила 4 340 рублей. Таким образом, рынок в денежном выражении вырос на 9,8% – до 45,5 млрд. рублей.

Сегмент смартфонов продолжает свое развитие: уже порядка 17,3% рынка в штучном и 46,5% в денежном выражении приходится на устройства с ОС.

Государство и общество

Получение паспорта и гражданства, оформление земельно-имущественных прав, онлайн-регистрация компаний и многие другие отношения с государством уже в Интернете. Работает это, конечно, пока через пень-колоду, но на все нужно время.

Региональная нормативно-правовая база в сфере госуслуг дорабатывается и приводится в соответствие с федеральным законодательством (№210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Наполняется информацией реестр и портал государственных услуг. Составлен перечень участников предоставления госуслуг, насчитывающий 48 федеральных, региональных, муниципальных и иных организаций.

Со 2 ноября Минкомсвязи назначено оператором федерального реестра и единого портала госуслуг, а Минэкономразвития – уполномоченным органом по ведению реестра. Минкомсвязи поручено до конца 2011 года утвердить требования к техническому описанию интерактивных форм заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также порядок разработки и размещения интерактивных форм заявлений на портале.

В ноябре на координационном совещании по реализации на территории Приволжского федерального округа закона №210-ФЗ заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев отметил, что Ульяновская область является одним из регионов-лидеров в ПФО в сфере электронных государственных услуг. Хотя и имеет ряд проблем, связанных с внедрением электронного государственного сервиса в жизнь.

– Большая часть проблем по оказанию госуслуг через Интернет связана с техническим обеспечением. В некоторых муниципальных образованиях области есть также проблемы с кадрами, – рассказала на этом совещании заместитель председателя Правительства Ульяновской области Светлана Опенышева.

Важным моментом при переходе государственной жизни в виртуальное пространство является межведомственное взаимодействие. А еще – обеспечение населения так называемыми универсальными электронными картами. Это многофункциональная именная пластиковая карта. Она предполагает наличие трех видов приложений: идентификационных, социальных и служебных.

Идентификационные приложения:

= идентификационные данные карты (номер и серия карты, код муниципального образования, которым выдана карта);

= персональные данные держателя карты (социальный идентификационный номер, фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения).

Социальные приложения:

= идентификаторы персональных записей в базах данных участников региональной системы социальных карт (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда, номер полиса обязательного медицинского страхования, учетный номер в органах социальной защиты населения);

= относящиеся к держателю карты коды категорий получателей социальной помощи, информация о форме получения социальных услуг и сроках действия предоставляемых видов социальной помощи.

Служебное приложение (данные изготовителя карт).

Кроме обязательных приложений, социальная карта может содержать банковские приложения, социальные приложения, связанные с обеспечением лекарственными средствами, а также транспортные приложения.

То есть социальная карта призвана заменить множество документов, которые находятся сейчас у нас на руках и которые приходится предоставлять в разные ведомства. Так, при помощи считывателя информации с карты мы моментально сможем подтвердить свои права на получение конкретных видов социальной помощи, получить дисконт в определенных организациях, обслуживаться в лечебно-профилактических учреждениях, входящих в систему обязательного медицинского страхования, а также в аптечных пунктах при отпуске лекарств, оплачивать проезд в общественном транспорте, получать начисления на привязанный к социальной карте банковский счет денежных выплат, пенсий, дотаций.

С февраля 2012 года в семи пилотных регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Башкирии, Татарстане, Астраханской, Волгоградской и Новосибирской областях планируется начать внедрение универсальной электронной карты.

– В Ульяновской области уже есть социальная карта, – говорит Светлана Опенышева. – На данный момент их выпущено около 50 тысяч. Конечно, это не совсем та универсальная электронная карта, но сложностей с ее внедрением, скорее всего, у нас не возникнет. Самое главное – это готовность всех ведомств, где должны быть считывающие устройства. Таких ведомств пока предполагается 16 – муниципальный транспорт, образование, здравоохранение и т.д. К 1 января 2012 года они все, конечно, еще не будут готовы, но в течение следующего года у области есть время постепенно настроить их работу.

Преступность

Виртуальное пространство ворочает таким количеством денежных активов и важной информации, что киберпрестуления не появиться просто не могли. И если изначально хакеры были по большей части просто киберхулиганами, то со временем шутки превратились в «отъем средств у честных граждан». Соответственно, изменилось и законодательство. В Уголовном кодексе РФ появилась глава 28 – преступления в сфере компьютерной информации, а в рядах МВД – новое управление, занимающееся киберпреступлениями. Оно получило название – управление «К».

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг), так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду) через Интернет, коммунальные объекты. Одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество.

– В Ульяновской области для совершения киберпреступлений чаще всего используются сети платежных систем, проводной и беспроводной связи, а также социальные сети. Злоумышленники постоянно изобретают новые формы и способы интернет-преступлений, – рассказал «ДО» заместитель начальника отдела «К» Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области Олег Демкин. – Как показывает практика, их расследование требует специальных знаний и практических навыков при проведении первоначальных следственных действий по таким делам. Сотрудник отдела «К» обязан обладать не только правовыми и криминалистическими навыками, но и разбираться в тонкостях работы компьютерных систем, то есть быть специалистом и в области информационных технологий. Сейчас сказываются как недостаточные знания сотрудников полиции и судей в сфере компьютерных технологий, так и высокая их загруженность несвойственными функциями.

Тем не менее, процент специалистов по компьютерной безопасности среди сотрудников правоохранительных органов в Ульяновской области постепенно растет, как и уровень технического оснащения полиции.

Финансы, государство, общество – виртуальное пространство вобрало в себя практически все сферы человеческих отношений, но вопреки распространенному мнению оно не вытесняет жизнь реальную, а лишь дополняет ее, делает нас мобильнее и коммуникативнее. Через каких-то пару-тройку десятков лет исчезнет последний человек, заставший рождение ПК, а печатные машинки и картриджные игровые приставки уже пылятся в музеях.

Катерина Крылова