В течение года мы вели работу с основными пресс-службами федеральных, областных и городских ведомств. Справедливости ради нужно признать, что совместная работа в большей степени была плодотворной, а помощь пресс-секретарей – своевременной. Ниже – наша субъективная оценка эффективности пресс-служб.

Основные критерии просты: оперативность, качество и актуальность материалов, реагирование на запросы журналистов, установление и поддержание дружеских отношений с представителями СМИ, внедрение новых методов работы…

Разговор о пресс-службах, а точнее пресс-секах различных управлений, комитетов и департаментов Правительства области может быть долгий. С кем-то работаем, кого-то знаем. У некоторых наоборот ничего не добьёшься и ничего не вытянешь. А кого то просто «нет» – отсиживаются в норах с позицией «солдат спит – служба идет», пользуясь равнодушием и закрытостью своего руководства. Давайте вспомним хотя бы эпопею с заведением блогов – процедура, которая у простого пользователя занимает 5 минут у власти и «пресс-секретарей» может занять годы.

Но самых заметных выделим.

Самый глухой – департамент физической культуры и спорта Ульяновской области. Похоже, понятие «оперативность» для пресс-секретаря департамента господина Корчагина неизвестно. И если новости спорта выходили в СМИ, то не благодаря, а вопреки. И никак не на убогом сайте ведомства. Почему то первыми они всегда появлялись на другом ульяновском частном ресурсе, на котором «пресс-секретарь» имеет дополнительный заработок. В целом же работа областных пресс-секретарей оставляет желать лучшего. И прежде всего из за наплевательского отношения к своему имиджу и информационному обеспечению самих структур.

Из федералов отметим работу пресс-службы УМВД под руководством Виктории Бережковой. Оперативно и качественно. Информповодов хватало. Руководитель пресс-службы городского УВД Ольга Богатова и сама лично не сходила с голубых экранов ТВ, комментируя все сводки и происшествия в городе. Отметим и удачный заход милиции в интернет. Здесь и блог Ларионова, и создание – ведение групп в социальных сетях и другие каналы коммуникации. Единственное чего бы добавили – доброжелательности.
Отдельно хочется отметить и позицию самого Ларионова. Главный милиционер области может поспорить с любым за почетное звание «самая открытая власть».

По-нашему мнению, традиционно одной из лучших в 2011 году стала пресс-служба Губернатора и Правительства области. Губернатор первый ньюсмейкер на нашей деревне, соответственно, и упоминаемость у него в разы больше остальных. К слову отметим, что и сам Сергей Иванович пиарщик талантливый, известно, что многие информационные инициативы исходят от него напрямую. Все действия губернатора, так или иначе, были подсвечены четко и организованно. Интернет блок губернатора тоже на высоте – Морозов в десятке ульяновских блогеров и твиттерян.
Отдельное спасибо пресс-службе губернатора за формат регулярных встреч губернатора и СМИ по итогам публикаций «К барьеру». Исходя из всего этого, работа в 2011 году пресс-службы Губернатора заслуживает высокой оценки.

В условном рейтинге пресс-служба мэрии (слово, которое уходит от нас в новом году), а с недавних пор администрации города претендует на статус самой «продвинутой» пресс-службы региона. По итогам года по шкале инновационности мы отдаем первое место. Изменения прошли серьезные, 2-3 года назад ситуация была много печальнее. Пресс-служба администрации Ульяновска первой стала использовать в работе новые информационные возможности и первой заявила о присутствии своего руководства в Интернет – пространстве. Это значимый шаг в работе пресс-служб. Вслед за главой города (тогда ещё А.П.Пинковым), личные блоги и твиттеры завело и успешно ведёт практически всё руководство города. Теперь задать интересующий вопрос можно по Интернету и получить ответ в течение нескольких минут, а главное из первых уст. Впервые блогеры города – представители Интернет-пространства динамичные и современные люди – получили возможность лично увидеть работу руководства города собственными глазами и написать об этом «без купюр». Нововведение оценила вся растущая интернет-аудитория Ульяновска.

В течение года «трясло» пресс-службу Городской Думы. Только за последний год состав структуры менялся дважды. Поэтому критиковать девушек не хочется. Тем более что и «предмет пиара» у них непрост. Разношерстная молодая, амбициозная, состоящая по большей части из бизнесменов ГорДума – субъект работы крайне непростой. Каждый норовит утянуть информационное одеяло на себя. Но одну реплику все же не удержимся – вспомним). Недавно пресс-служба выдала анекдотичное заявление: «отвечать на запросы журналистов не входит в должностные обязанности пиарщиков городского парламента». Посмеемся и пожелаем девушкам роста (обязанностей в том числе) в новом году.

С похожими проблемами сталкивается и пресс-служба областного Законодательного Собрания. Многим депутатам давно пора на политическую пенсию – информационный аспект своей работы они игнорируют полностью. ЗСО информационно застыло. И старания безусловного профессионала Татьяны Бабиевой здесь зачастую натыкаются на стену равнодушия. Хотелось бы прежде всего депутатам пожелать активнее внедрять новые методы работы, более эффективные и современные. Думаем, наступающий предвыборный год сам поставит перед ними такую задачу, и Татьяне будет проще работать и пробивать свои инициативы. Жизнь заставит.

Мнение коллег:

Лидия Пехтерева (журналист, блогер):
В основном, все пресс-службы работают давно и существенных изменений в их работе в этом году не происходило. Стабильно хорошо работают пресс-службы Областного Правительства, Прокуратуры, УВД. Из «молодых» представителей хотелось бы положительно отметить пресс-службу Мэрии, ныне Администрации города Ульяновска, возглавляемую Димой Глуховым. Несмотря на то, что его назначение было довольно рискованным в связи с небольшим опытом, он много сумел добиться. Рост открытости власти, активная работа с социальными сетями, что было очень удобно для простых граждан. Рост профессионализма всех сотрудников пресс-службы Мэрии.
В пресс-службе гор думы в течение года дважды менялся состав, последняя пришедшая молодая команда пока не очень конструктивно работает, что связано, по моему мнению, с небольшим количеством опыта.

Савелий Морозов (Главный редактор информационного портала Антикризисная Клиника, блогер).
Кубок прогресса в 2011 году по праву заслуживает пресс-служба экс-главы города Александра Пинкова. Во-первых, сотрудниками пресс-службы создавалось множество нестандартных информационных поводов, о которых было интересно писать. Во-вторых, было выстроено по-настоящему живое общение с градоначальником в социальных сетях. В-третьих, руководитель пресс-службы Дмитрий Глухов создавал минимальное количество барьеров между журналистами и мэром, в отличие от той же Елены Ионовой. И, конечно же, нельзя не упомянуть огромное количество нападок в прессе на Пинкова по поводу всевозможных ремонтных работ в городе. Пресс-служба оперативно реагировала на каждый выпад и своевременно выдавала недостающую, уточняющую или опровергающую информацию. Иными словами, успешно справлялась с отражением информационных атак на своего начальника. По итогам года оценка «пять».
Савелий Морозов

Виктория Чернышева (журналист, блогер):
Стабильно хорошо работают пресс-службы Правительства и Министерств, за некоторым исключением. Несмотря на то, что довольно часто происходят кадровые изменения в самих пресс-службах. Очень хорошо работает команда, возглавляемая Дмитрием Шиковым.
Пресс-служба городской думы стала активно работать только после прихода Беспаловой. Всегда хорошо работает пресс-служба Ульяновского автомобильного завода, а вот пресс-служба Авиастара, к сожалению, обычно дает материалы с опозданием.

Дмитрий Ежов (технолог, блогер):
Проблемы пресс-служб и работы связей с общественностью это, прежде всего, проблемы кадров. Людей компетентных и желающих действительно чего то добиваться мало. Впрочем, как и в других сферах. Поэтому говорить здесь нужно о людях. Мартынова – профессионал и профессионал неравнодушный. Отсюда результаты. Глухов человек в хорошем смысле продвинутый и активный – на выходе эффективность. Здесь один аспект: мэр – всегда должность в имиджевом и политическом плане провальная. На нем все шишки от того что каждый день видят горожане вокруг себя. При этом диалог с людьми выстроить ребята смогли, жаль не все успели, как и сам Александр Петрович. Кадровый состав пресс-служб правительственных структур в целом слаб, кроме некоторых исключений. Здесь все зачастую замыкается на первых лиц – их открытость дает результат, а их пресс-секов, зачастую просто не видно. Ни инициативы, ни желания. Итог: в основном работа пресс-служб не активна, а реактивна. То есть они производят какую то дежурную работу и реагируют на раздражители, внутренние (своего первого лица) и внешние (форс-мажоры).

Поздравляем наших коллег с наступающим Новым Годом! Желаем успехов на их нелёгком поприще, новых информационных поводов и разговорчивых руководителей.