В Ульяновске реализуется уникальный арт-проект: социологи создают авторские куклы, реставрируя образы трудящихся советских женщин. В коллекции есть малярша, каменщица, учительница, продавщица и другие. У каждой куклы свой характер, и иногда из задуманного одного образа получался другой. Например, вместо медсестры получилась стервозная парикмахерша Элеонора Ивановна. А вообще они живут своей интересной жизнью, с которой мы предлагаем познакомиться и нашим читателям.

Социологический арт-проект «Искра. Женщина труда», авторами которого являются социологи Людмила Шкляр и Альбина Гарифзянова, презентован в научно-исследовательском центре «Регион» (при Ульяновском госуниверситете). Идея родилась из творческого увлечения – создания авторских кукол. «Плюс мы социологи, проводим социологические исследования, и один из наших проектов связан с изучением советской молодости, – сообщила Альбина. – Мы решили соединить визуальное восприятие советской повседневности с исследовательским интересом».

Александра Геннадьевна, Саня, Шурочка. Малярша.

В 16 лет поступила в ремесленное училище, закончила и стала работать в УМР-2 маляром-штукатуром 6 разряда. Стаж работы: 17 лет. На хорошем счету у руководства управления. Ее фото третий год подряд висит на Доске почета. За ударную работу недавно премирована турпоездкой в Карпаты. Замужем. Двое детей. Саня не просто маляр-штукатур, она бригадир. Ее бригаду отправляют на самые ответственные и сложные участки. Последним объектом был Музей боевой славы. Александра Геннадьевна и ее бригада получили премию.

– Девчонки, умираю хочу «Рубин»…фигурное катание смотреть!

– Саш, да я тебе могу помочь достать через сестру – Зинку. Она у меня завмаг.

– Ой, Валь, спасибо тебе огромное! А я могу ей дачный домик отштукарить? У нее дача-то есть?

То, что акцент сделан на женских образах, авторы объясняют тем, что кукла сама по себе женского рода, и мужские образы в этом деле скорее исключение, чем правило. Образ советской женщины-труженицы тоже появился не случайно. «Сегодня женщины труда, работницы стали невидимыми, их статус понижен, они заменены гламурными фальшивыми женскими образами из журналов и телевидения. Настоящая женская судьба не присутствует в пространстве масс-медиа», – объясняют авторы проекта.

Сам проект – и своеобразный ответ на ностальгию по всему советскому, но – только позитивному, подчеркивают авторы: «Советское можно воспринимать с двух точек зрения – идеологизации, однообразия, и с другой стороны, когда советская стилистика является источником вдохновения, олицетворением оптимизма, яркости образов, общественно значимого созидательного труда, искренности, самопожертвования и энтузиазма».

Евдокия Петровна, Дуня. Тепличница.

Закончила Саратовское сельскохозяйственное училище с отличием. Устроилась работать в теплицу в Слободзейке. Свою личную пятилетку выполнила за четыре года. В прошлом году ее звеном было собрано по 620 центнеров помидоров с гектара. Евдокия активно ведет общественную работу в совхозе. Она переписывается с девушками-овощеводами из Одесской области, которые попросили ее рассказать о секретах мастерства. Вместе с подругами Евдокия посетила Одесский край, где встретилась с такими же работницами, как она, и с тех пор переписка не прекращалась. Дуня, несмотря на то, что недавно вышла замуж за агронома, по-прежнему занимается организацией собраний и праздников в местном клубе. Считает, что укрепляет своим трудом могущество Родины, тем самым повышает авторитет своей страны на международной арене, а значит, от этого выигрывает дело мира.

-Товарищи комсомольцы, хочу выступить с предложением о перечислении недельной зарплаты нашего звена в Фонд мира. (Продолжительные и бурные аплодисменты).

Проект носит просветительский характер, авторы хотят рассказать о советском времени аудитории, которая практически ничего не знает об этом, показать через визуальные коды как выглядела женщина, о чем мечтала, чем жила.

Каждая кукла имеет имя и свою историю – индивидуальную, но в то же время собранную из десятков подобных женских биографий того периода. Источники информации самые разные – от воспоминаний родителей авторов проекта до многочисленных интервью, фильмов. Интересную информацию авторы нашли и в книге «100 интервью с советскими женщинами», выпущенной в 1975 году в СССР.

Екатерина Николаевна, Катерина, Катюша. Птичница.

Родители Катерины были крестьянами и погибли, когда ей не было и 15 лет. Она сразу пошла работать в Новооскольский совхоз на птицеферму. С тех полюбилась ей профессия птичницы. В девятой пятилетке Катюша вместе со своими подругами взяли на себя повышенные социалистические обязательства. Катерина часто выступает на собраниях перед молодыми, рассказывает о своей работе, о тех людях, которые трудятся вместе с ней. Предложила в свое звено включить Зою Космодемьянскую. Катя мечтает посетить ВДНХ на следующий год. В этом году поехала от совхоза ее подруга Нотана.

– Нотка, расскажи как Москва? ВДНХ? Эскимо ела? Понравилось? На метро каталась?

– Угу.

– Ой, и я хочу! И в ГУМ сходить бы еще… туфли белые хочу.

По биографиям можно представить трудовые будни женщин – они трудились наравне с мужчинами, но самое главное – чувствовали нужность, трудясь на маленьком производстве или сфере услуг. «Вот это то, чего не хватает сегодняшнему времени», – считают авторы проекта.

Татьяна Семеновна, Танечка, Танюша. Каменщица.

Работает каменщицей в составе звена «пятерка». Сейчас ее бригада возводит многоквартирный жилой дом в новом микрорайоне. Танюша лучше всех в звене выполняет кладку наружной версты. Руководство обещало Татьяне «двушку» в строящемся доме. Кроме работы Таня – активистка в профсоюзе, она занимается культурно-массовыми мероприятиями. Замужем за шофером грузовика. У них двое детей. Младшую дочь недавно удалось устроить в ясли, поэтому Танюша работает в 2 смены.

– Вася, ты заходил к начальству? Дают нам место под гараж?

– Нет еще, не заходил.

– Вась, ну, что мне самой идти туда?! Ну, ты посади Машку на горшок! Не видишь что ли?! Все самой приходится делать…

Отправной точкой при создании кукол была тильдовская кукла, которая сейчас очень популярна. «Они стандартны, но мы нашли авторские находки: тильдовских шьют все, а такой проект единственный», – говорят авторы. Это первая линейка кукол, в основе разделение по профессиям. В будущем, возможно, появятся коллекции с образами киногероев, лидеров-женщин того времени, женщин на отдыхе.

«У каждой куклы свой характер, – рассказывают авторы. – Были случаи, когда мы уже придумали профессию, биографию, но кукла не шла, приходилось переделывать. Они отнимают друг у друга аксессуары, живут своей интересной жизнью. Вот, например, это должна была быть медсестра, а получилась Элеонора Ивановна – стервозная парикмахерша».

Элеонора Ивановна, Эллочка, для близких Нора. Парикмахерша.

Мастер-универсал в салоне «Весна». Когда-то в юности Нора мечтала стать медсестрой, но не сложилось: она боится крови. Недавно выучилась на косметолога. Клиенты любят Эллочку за ее оригинальность. Она ни на кого не похожа и часто меняет цвет волос. Клиенты хотят быть похожими на нее. Особенно ей удается делать модные стрижки, как в журналах «Советская женщина» или «Работница». Но химическая завивка – не ее «конек». Были жалобы. Характер у Норочки сложный, можно даже сказать, непростой. Окружающие полагают, что это связано с ее разводом. Сейчас Нора ищет себе спутника жизни, по этой причине она старается больше задерживаться в мужском зале.

– Нор, ты свободна, что ли?

– Да, проходи! Сейчас волосы подмету… Ну, что? Решила химию сделать?

– Да, обросла я! Каждый день завиваться не хочется. И покрась еще…

– Как твой-то? Опять пьет?….

Или вот продавщица: она играла ключевую роль в жизни советского человека – для кого-то была очень плохой, а для кого-то – очень хорошей. Потому что система блата была тотальной. Это человек, который чувствовал свою общественную необходимость.

Зинаида Васильевна, Зиночка. Продавщица.

Зиночка – продавец продовольственного магазина №49. Закончила ПТУ №4 по специальности продавец-кассир. Приехала в город учиться. Была активисткой-общественницей. Закончила ПТУ на отлично. Поступила в торговый техникум. Зиночка очень добрая: к ней приходят все знакомые и соседи отоваривать талоны. Имеет много полезных знакомств: в поликлинике, профилактории, ателье; дружит с директором школы. Круг хороших знакомых постоянно растет. Знакомые и друзья уважают Зиночку за внимание и искренность. Она всегда обслужит без очереди. Сегодня в магазин завезли марокканских апельсинов. Зина отложила ящик для себя. Дома она любит выращивать цветы: балкон как цветочная оранжерея: тут и фиалки, и герань, и астры. Замужем. Муж Виктор – каменщик на стройке, поэтому быстро получили хорошую квартиру. Трое детей. Недавно они с мужем купили «Жигули» и планируют отпуск провести на Черном море.

– Алле, Рай, здравствуй. У вас чешскую бижутерию завезли?

– Да, только что подняли. Сколько оставить?

– Как обычно.

– Зинуль, у тебя сервелат есть? Или хотя бы Краковская?

– Сделаем, заходи.

Что касается подобных образов среди современниц, то авторы оптимизма по этому поводу не высказали. «Среди молодежи – нет, только среди старшего поколения, которые до сих пор работают. Я не видела двадцатилетних каменщиц и малярш. Сейчас это не престижно», – говорит Альбина.

Раиса Сергеевна, Раечка. Ткачиха.

Чистюля, она любит все светленькое. На крутильно-ткацком производстве Рая несколько раз занимала первое место в соцсоревнованиях. С начала пятилетки выработала сверх плана 36327 метров ткани. В бригаде, в которой она работает, меньше всего брака. Сейчас Рая – член бюро Краснопресненского райкома КПСС. Друзей у Раи много. Душевная, добрая и отзывчивая, она никого не оставит равнодушным. Рае уже за 30, и больше всего она мечтает выйти замуж. Раечка встречается с киномехаником из местного клуба. Она гордится тем, что он начитанный, но ей не нравятся его детективы, в которых всегда убивают кого-то. Рая предпочитает любовные романы.

– Рай, сегодня у нас «Летят журавли». Придешь?

– Во сколько?

– В восемь. А потом, может, ко мне зайдем? Чай попьем с мятными пряниками?

– Ой, не знаю, Петя…

Вилемира Виноновна, Мира, Мирочка. Учительница.

Мира – учительница младших классов в небольшом городке Вязовка. Закончила педучилище 2 года назад с красным дипломом. По распределению попала в Вязовку. Живет на квартире у бабы Мани. Любит детей. Ее класс считается в школе самым большим – 12 человек. Мирочка часто задерживается в школе допоздна, проверяет детские тетрадки. Шофер леспромхоза Петр иногда подвозит ее до дома. Дважды приглашал ее в кино, но Мире он не нравится. Она часто вспоминает Виталия Сергеевича из педучилища. Такие мужчины, как он – начитанные и интеллигентные – являются ее идеалом. Здесь таких нет…Недавно Мирочка в составе делегации посетила дружественную Кубу. Доброй и щедрой осталась Куба в памяти Мирочки.

– Здравствуйте, дети! Садитесь. Кто дежурный? Почему доска не готова к уроку?

– Вилемира Виноновна!!! Можно выйти? (плачет) Я чернила на форму пролила…

Кроме кукол на презентации проекта был восстановлен советский антураж: на стенах – фотографии советских женщин-тружениц, елочные украшения того времени, советские песни. И, конечно, буфет, максимально приближенный к типичному советскому буфету: граненые стаканы с компотом и томатным соком, докторская колбаса и проч.

Авторы проекта

Юлия Узрютова. Фото автора