Впервые в жизни Новый год мне довелось отмечать у друзей в деревне. И в глаза сразу бросилась одна вещь – здесь не было праздника как такового. Что такое новогодний праздник? Это украшенные дома, растянутые гирлянды, мерцающая всевозможными огоньками елка… Ничего этого тут не встретилось.

Парадокс, но факт: в деревне, окруженной сосновым бором, не была установлена праздничная елка. Двор местной школы был темен и неприветлив, на окнах здания я так и не увидел ни одной самодельной снежинки; не блестела сказочным светом мишура, о надвигающемся празднике напоминали лишь стремительно пустеющие прилавки местного магазина – сельчане скупали хлеб и пиво. Покупать водку в магазине в российском селе не принято – зачем, когда своя есть.

В первые январские дни напротив дома друзей я увидел двух женщин с детьми. “Пришли вот к вам на гирлянду посмотреть”, – признались женщины и стали показывать своим детишкам переливающиеся огоньки дешевой китайской гирлянды, которую друзья спешно растянули над входом в дом в канун наступающего Нового года. Мы и потом стали замечать, как люди, проходившие по улице, замедляли шаг, чтобы посмотреть на нашу гирлянду – главную новогоднюю достопримечательность деревни.

Известно, что русские люди любят от души ругать власть. Но элементарно украсить собственные дома вырезанными из бумаги снежинками под силу всем. Под силу и установить в школьном дворе праздничную елку – в деревне три лесника, которые наверняка могли решить этот элементарный вопрос. И власть тут совсем не нужна. При желании в деревне несложно залить и каток – для этого достаточно взять в руки лопаты, расчистить площадку и натаскать воды. В эти праздничные дни я видел в деревне кучу без дела слоняющихся местных мужиков. Но почему-то никому из них и в голову не пришло, что организовать праздник можно собственными руками, без каких-либо ощутимых финансовых затрат.

В деревне нет ни клуба, ни елки, ни катка, в общем, нет места, куда бы могла прийти и приятно провести время местная молодежь. Вот и получается, что толпы местных парней и девчонок каждый вечер курсируют по двум темным улицам по известному всем без исключения маршруту: дом – магазин – пиво.

Я и сам поймал себя на мысли: а чем здесь можно заниматься дольше трех дней? Никакого досуга тут и вправду нет, в такой ситуации действительно и пить начать недолго. Пенсионер Алексей Иванович, который отрекомендовался Лехой, рассказал, что сам городской, приезжает в деревню на праздники и выходные. Так вот городской пенсионер Леха на днях перед домом залил горку. “Сколько воды перетаскал – ни один радикулит не выдержит! – рассказал мужичок. – Дня три подряд заливал горку. Вот внуки приедут – обрадуются!”. И в деревне появилась вторая после гирлянды достопримечательность – ледяная горка. Первым ее апробировал сам Леха, скатившись на огромном жестяном листе, на котором его жена, наверное, в обычное время печет пироги. А потом сюда потянулась местная ребятня, а также их родители, смотревшие на горку, которую своими руками соорудил городской мужик, так, словно она рухнула сюда, как минимум, откуда-то из космоса. Внуки у Алексея Ивановича приезжают в деревню примерно раз в две недели, в остальное время здесь теперь катается местная молодежь. “Я один это сделал, а если всем вместе навалиться, то можно село наше в сказку превратить”, – мечтательно размышляет пенсионер.

Всепоглощающая лень – вот, несомненно, серьезная беда. Лень настолько деструктивна и разрушительна, что не позволяет даже делать собственную жизнь светлее и интереснее. Потому и сказки, о которой мечтает Алексей Иванович, наверное, так и не случится, а китайская гирлянда останется едва ли не главным новогодним чудом для сельской ребятни.