Кулачный бой – забава не вредная, или Почему ульяновцы начинают «бузить»

Буза – это русская воинская традиция. Ульяновские богатыри не просто осваивают удары, броски, захваты и удержания, но и изучают историю, особый боевой пляс, ездят в экспедиции, ходят в походы, устраивают костюмированные вечёрки и общаются с бузниками со всей России. С Ильей ШАГУНОВЫМ, одним из тех, кто на симбирской земле вновь водворяет старорусские обычаи, встретился корреспондент UL-PEOPLE.RU.

«СТЕНКИ» РАЗГОНЯЛА МИЛИЦИЯ

В конце 90-х в далекой Твери исследователи старорусской культуры стали ездить в научные экспедиции. Позже этнографические походы добрались до Тамбова, Екатеринбурга, Перми и Новосибирска. В, казалось бы, географически удаленном Ульяновске техникой боя деревенских богатырей заинтересовались почти одновременно. Группы молодых ученых разлетелись по местным селам и пришли к странному выводу: на Руси существовала своя манера боя. У каждого воина она хоть и разнилась и расходилась в мелочах, но схожие движения, удары у сельских бойцов все же проглядывались. К исследователям присоединялись и те, кто к фольклорным исканиям не имел никакого отношения – просто заинтересовался новым способом борьбы. Так среди ульяновских бузников оказался Илья Шагунов.

«Теньковка, Урень, Белозерье, Старая Майна, Большие Ключищи. География наших походов с каждым разом только расширялась! Добытые в экспедициях записи стали сравнивать с заметками коллег: сходство оказалось поразительным! Техника боя, обряды, пляс: мужская традиция хоть и проявлялась везде по-своему, но стало понятно – на Руси существовали не обычные драки, а самое настоящее боевое искусство!» – рассказывает ульяновский бузник Илья Шагунов.

Выяснилось, в Усть-Урене, что в Карсунском районе, кулачные бои проводили вплоть до середины 70-х: тогда посостязаться в силе на главную деревенскую дорогу – искали место пошире – собирались целым селом. Некоторые завсегдатаи этих зрелищных схваток, даже достигнув зрелого возраста и разлетевшись по городам, возвращались в Урень, чтобы показать себя в «стенке». Правда, потом такие игрища стала разгонять милиция. В советском Уголовном кодексе даже существовали статьи, запрещающие наигрыши «под драку».

«БУЗИЛИ» ПОД ГАРМОШЕЧНЫЙ НАИГРЫШ

Первый семинар по русскому рукопашному бою «Буза» в Ульяновске прошел лет 15 назад. Непривычным словом называли тверской наигрыш «под драку». На симбирских просторах все чаще бытовало название «шарлатанский».

Режьте тело, режьте бело,

Режьте грудь напополам! –

Задушевного товарища

В обидушку не дам!

Нас побить, побить хотели,

Резать собиралися…

А мы сами, а мы сами

Того дожидалися!

С частушек, песен и плясок буза и начиналась. Слово за слово, задорная перепалка переходила в бой. Состязались либо пара на пару, либо коллективно – «стенка на стенку». Девок парни в драку не пускали. Однако порой женщины исхитрялись: любимых прямо во время «стеношного» боя умудрялись закрывать подолами юбок – верный знак для других участников, что милёнка бить нельзя! Или еще из дедовских рассказов: селянки порой так входили в боевой азарт, что опрокидывали бойцов из неприятельской стенки… ухватами! Хитро, но правилами не возбранялось.

«В «стеношном» бою действуют свои правила, – продолжает Илья. – Нельзя бить лежачего, строго запрещены удары ногами, ниже пояса, по спине и в затылок. Закладки в руку – кастеты, свинчатки, железки и деревяшки – перед боем из карманов нужно выложить! Пьяному в «стенке» тоже не место!».

Снести «стенку» противника за определенную границу, «выбить» её – это, наверное, главная цель забавы. Тем более при этом можно отвести душу, со вкусом почесав кулаки о ближних. После «стеношного» боя бузники обязательно «братаются» – обнимаются и просят друг у друга прощения.

После хорошей драки лучше всего – повечёриться. Это когда раз в месяц парни и девушки собираются вместе, чтобы поиграть, поплясать, весело и активно отдохнуть.

Чтобы достойно экипироваться, у бузников есть три варианта: ограбить этнографический музей (идея скорее шуточная), заказать пошив костюма мастерицам традиционного шитья или… скроить одеяние самостоятельно, чем некоторые из ребят и занимаются на досуге. На вечерках молодые люди поют частушки, которые сами же отыскали, разучивают с девушками сложные кадрили, водят хороводы, играют в задорные молодежные игры, да просто душевно проводят время.

«Русский пляс – это когда сумел сплясать, сумел подать себя, частушку, где-то и девчонок «поддеть»… Тут без умения никак – все ведь на тебя смотрят! Свою удаль показать нужно и остроумие! Это вам не сидеть за праздничным столом, объедаясь и балуясь спиртным – такого на вечерках никогда не бывает!».

ПОЛЕ БИТВЫ – СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

Это сейчас бузник Илья Шагунов в свободное время спешит на занятия славянским пением, на досуге осваивает балалайку и гусли, поет маленькому сыну народные песни. А 12 лет назад походы с кулаками на товарищей в русских рубахах и вечерки казались чем-то немыслимым.

«Что такое буза, когда был десятиклассником, я даже и не знал. Просто искал секцию, чтобы, как и все мальчишки, научиться драться. Восточные единоборства тогда, конечно, привлекали. Но смущало одно: где-то дерутся ногами, где-то руками и ногами, где-то просто борются, но практически нигде не изучают способы владения оружием!».

Хотелось чего-то другого: и Илья ушел в бузу. Затянул не только спортивный интерес, но и богатая традиция, и еще то, что трудно описать словами – каждый день занятий открывал что-то новое. Боевое искусство, песни, пляски, ремесло и рукоделие!

«Это, конечно, требует определенных усилий – ведь, лежа на диване, плясать и петь не научишься, и на дискотеке под заграничные ритмы плясуном не станешь».

Интерес подхлестывали и выпады «доброжелателей»: мол, не было на Руси никакого боевого искусства! Да просто не сложилась в русской культуре передача такого специфического опыта через бумагу! Его передавали не иначе как «из рук в руки, от сердца к сердцу».

Впрочем, из поколения в поколение переносили не только бойцовскую технику, но и простые человеческие установки, а самое главное – православие, оплот и основу воинства. Даже на обычных артельных футболках – а носят их бузники и в повседневной жизни – красуется необычная эмблема – «Сердце воина». Рисунок изображает сцепившихся зверей и православный крест. Это как из нетленного Достоевского: «…Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

НЕ БОЙТЕСЬ БИТЬ В ЛИЦО!

Новичков, пришедших в артель, первым делом знакомят со всеми разделами рукопашного боя и учат… правильно падать. Прыжки, кувырки, перекаты и переползания – чем не акробатика! Обучить «сырых» бойцов нехитрым приемам бузники со стажем берутся охотно. Технику отрабатывают уже после – в спаррингах.

«В боксе, например, ты знаешь: бить можно только «по адресу», в лицо и корпус! Все комбинации ударов, в принципе, можно просчитать. А в «рукопашке» что-то предугадать сложно: один удар будет или два подряд; с оружием соперники или нет; сколько их будет – два, три? В поле бой будет или в подъезде! Мыслить нужно творчески!»

Следующий пункт в мастерской начинающих бузников – работа с оружием. В арсенале – палки любых размеров, от десятисантиметровой «коротышки» до длинной рукояти. Однако традиционным оружием бузника считается тростка – деревянная палка в полтора метра длиной. Ее специально обжигают на костре для твердости и покрывают орнаментом.

«Почти каждый из боевых предметов как-то похож на повседневные вещи: зонтик – на палку короткую, лопата – на длинную. Можно ведь даже при помощи обычной ручки драться!»

Кроме ударов, бросков, захватов и заломов ребята изучают технику восстановительного массажа. Чтобы, если нужно, суметь и самому подлечиться после нечаянной травмы, и товарищу помочь.

«Куда важнее научиться управлять вниманием, – продолжает Илья, – в традиционных спортивных дисциплинах люди встречаются, как правило, один на один. А мы в «стеношную» часто ходим: там народа много. Один человек дерется сразу против нескольких. Да еще и за товарищами приглядывает! Есть чисто наша, симбирская традиция – «замес» – это когда бьются в кругу, но каждый сам за себя».

Тем, кто в бузу только приходит, бузники советуют первым делом избавиться от вредных привычек: никакого алкоголя и табака! Еще важнее – держать осанку! В рукопашном бою с такими нарушениями даже самому бравому парню непросто.

«Многие приходят с боязнью упасть или даже просто коснуться пола. Кто-то боится ударить в лицо, кто-то опасается ударов по голове – это в бою мешать не должно! Стараемся максимально избавить ребят от всех страхов!»

Когда познали премудрости драковой традиции, ульяновские бузники засели за книги, летописи и компьютеры. Кто-то из ребят стал выискивать народные напевы в Интернете, кто-то засел в библиотечных архивах университетов, а кто-то самостоятельно взял в руки гармонь. Мелодии некоторые бузники подбирают на слух. Говорят, для обучения народной игре на инструментах сольфеджио обучаться не обязательно: ведь традиция здесь, как и в кулачном бою, передается от сердца к сердцу.

«Некоторые наши ребята ходят на Южный рынок, там гармонисты собираются, у них перенимают симбирскую манеру игры, а главное – живой дух, традицию, которую сохранили для нас предки!»

Сейчас в ульяновской артели учат «бузить» даже ребятишек. Совсем недавно в «беседы» – так назывались детские сообщества или «артели на вырост» – стали набирать детей от 8 до 13 лет. Правда, обучают подрастающее поколение по другой программе, скорее игровой. Догонялки, прятки, лапта – то, во что мы сами играли в детстве, тоже, оказывается, часть культуры. Детей постарше учат основам воинской подготовки: водят в походы, тренируют на стрельбищах и инструктируют в вопросах оказания первой помощи.

«Естественно, рассказываем им о нашей истории. Но не так, как делают в школе: нужно, чтобы ребята почувствовали дух нашего народа, увидели за образами героев живых людей. И обязательно – современных наследников их воинской доблести, мужества. Воспитание мужчины должно основываться на мужской, а значит – воинской, культуре!»

Сейчас в местной артели занимается почти 20 человек, не считая подростков. Основное внимание бузники – в обычной жизни спортсмены, рабочие, ученые, бизнесмены и силовики – уделяют рукопашному бою, проводят занятия по пению и мужской пляске. Раз в месяц – вечёрки. Иногда – семинарские занятия.

Особенно бузникам нравятся полевые походы: можно и пообщаться вдоволь, и поплясать, да и просто отдохнуть в кругу боевых товарищей. Но каждый год все они неизменно спешат на бузниковский фестиваль «Гуляй-город». Всероссийские сборы современных воинов чаще стараются проводить на «родине» бузы – под Тверью. Там вам и «братина» – ритуальный пир для ценителей, и «стрижки под бузника» – непременно с челкой, и «крестины» для новичков, где каждому присваивают свое «драковое» имя. И непременно, пусть и воинская, но дружба – от Новосибирска до Петербурга. Вот уж пора, когда ульяновские бойцы проводят удивительные параллели: по атмосфере вольности, что таят в себе такие съезды, сравниться они могут разве что с Запорожской Сечью.

Текст – Татьяна Герман

Фото – Елена Огнева