Очень важным в процессе возрождения и развития благотворительности в России является воспитание и образование. Именно это является основой для перемены направления человеческих мыслей. Но наша система образования, реформирующаяся очень активно, направлена, кажется, совсем не во благо.
В самой первой заметке я уже говорила о том, что благотворительность в стране долгое время была под запретом. Революция 1917 года и становление СССР разрушили вековые традиции. Благотворительность признавалась противоречащей идеологии партии.
Это подтверждает то, что в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1927 году, говорилось, что это “явление, свойственное лишь классовому обществу”, а ”социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности”. Кстати, в изданиях БСЭ более поздних лет (1969-1978) понятия «благотворительность» и «милосердие» я вообще не нашла.
Так вот, к чему я это все. Благотворительности не было, хотя, конечно, это не значит того, что люди не помогали друг другу, были злыми и холодными, особенно, во время войны. Тем не менее, в мирное время благотворительности, как таковой, не существовало, и в сознании большинства мыслей об этом зачастую даже не возникало. Но времена изменились.
И я убеждена, что возрождать убитые традиции надо уже с детства. Взрослого человека, рожденного и даже пожившего в СССР, изменить очень сложно. А в ребенке можно и нужно закладывать правильные идеи (насчет правильности благотворительности это, конечно, мое личное мнение, но в нем я убеждена). Воспитывать в детях милосердие, желание делиться с ближними, помогать и поддерживать людей не только родных, но и чужих.
У меня эта мысль усилилась, когда в наших предновогодних акциях участвовали мамочки с детьми. И именно дети опускали пожертвования в наш бокс. Большинство из них, конечно, еще не понимали, что они делают, интересен был сам процесс «просовывания» денежки в отверстие прозрачной коробочки. А с этого все и начинается. Потом родители объясняют, что, опустив в коробочку монетку, ребенок сделал хорошо другому ребенку (бабушке, собачке, дяде, который заболел). В детском саду и школе тоже должны учить этому и объяснять. Возможно, в образовательный процесс нужно включить новые дисциплины. Не навязывать идеи помощи, а пояснять, почему это важно и какие есть варианты участия в благотворительной деятельности!
Вообще, думаю, что никто не будет спорить, что от воспитания и образования зависит развитие не только благотворительности, но любой сферы жизни и страны. Так давайте нормально учить наших детей! Если уж система образования сейчас способна породить, грубо говоря, недалеких граждан, то родителей и родственников никто не отменял. В наших силах заложить в детей основы порядочности, честности и, конечно, милосердия.
Виктория Ефремова, директор благотворительного фонда “Дари добро”.