Дмитрий БОБРОВИЧ – художник, кукольник и сценограф. Именно его удивительно талантливые руки рождают кукол для ульяновского кукольного театра. О том, как из куклы может получиться Иосиф Сталин, под какую музыку лучше делать отрицательных персонажей, о любви к стимпанку и вдохновении от Леонардо да Винчи он нам и расскажет.

В 15 лет считал себя уже художником. Ну, знаете, это амбиции в детстве. А с возрастом приходит понимание, что не всё умеешь.

Я окончил ульяновское училище культуры, выучился на художника-оформителя. А потом сразу же поступил в тольяттинский университет искусств. Думал, что учусь на художника, а в итоге стал педагогом живописи и рисунка и специалистом по мировой художественной культуре и дизайну.

В 2000-м поставил свой первый спектакль «Пудик ищет песенку». Мне тогда было 20 лет, я только окончил «кулёк», и педагоги посоветовали пойти в кукольный театр. Было интересно! Спектакль делался недолго – месяца два, полтора. И был успех. И «Пудик» до сих пор идёт в театре кукол.

Пьеса рассказывает о воробьишке, который потерял песенку. А песенка учит храбрости, доброте. Как и все нормальные художники, здесь я делал то, что было интересно именно мне. Рисовал то, что хотелось. Не совсем детское. В искусстве заигрывать с детьми, опускаться до примитивного уровня, уси-пуси – это не дело.

Отрицательных персонажей делать проще. И интересней. И работать я обычно начинаю с отрицательных.

Я сделал около 20 спектаклей: куклы, сценография… Разные спектакли занимают разное время. Обычно на создание материальной части одного спектакля уходит около трёх месяцев.

Как происходит процесс создания куклы? Сначала я делаю карандашный набросок. Режиссёр выбирает из нескольких эскизов, говорит: мне симпатично вот это. Потом рисунок в цвете, продумываю сценографию: какая декорация, почему она такая, в какой системе куклы будут существовать. Затем делаем гипсовый слепок куклы, отдаём бутафору, который работает над папье-маше. Кукла высыхает, её отдают механику. Потом костюмерам. Парик, голова… Кукла готова!

Есть планшетные куклы, тростевые и напольные. Мне ближе планшетные куклы – они играются на столе и водятся в открытом приёме, то есть актёр не скрывается за ширмой. Здесь больше возможностей делать пластику персонажей, больше механики и возможностей.

Кукла видоизменяется, пока создаётся. Какой характер заложил в самом начале – потом не исправишь. А иногда в кукле появляется образ, который не планировался. И в этом случае – переделывать.

Спектакль «Волшебные очки» я делал, вдохновляясь работами Леонардо да Винчи. Например, воздушный шар в стиле стимпанка.

Во внешности плохого персонажа его поступки всегда должны оставлять след. Например, делал паука из «Золотого змея» по сказке Павла Бажова. Слепил нос, человеческие губы, глаза… и у него в лице появился Иосиф Сталин! Усов нет, но так получилось, что верхняя губа – это усы. И нос – утрированный, но – Сталин. Живой, хороший Сталин. Юмор я, конечно, люблю, но не до такой степени, чтобы детям Сталина показывать. Переделал.

Разных персонажей я делаю под определённую музыку. Тоже не всегда детскую. На выставке кукол для спектакля «Волшебные очки» есть Чёрный человек – злодей. Все отрицательные детали поместил в одного персонажа: бороду синюю, клык, ногти синие… Тогда слушал «Агату Кристи» и Мерлина Менсона. А во время создания добрых героев – классику: Мориса Равеля, Моцарта…

2011-й запомнился постановкой «Пиковой дамы» в Мытищах, где главную роль играла Валентина Талызина. Сцена – ящик с металлической крышкой, который падает на зрителя в начале спектакля. И в этой декорации из ржавого металла куклы в костюмах эпохи 19 века очень интересно смотрятся.

Застой в ульяновском кукольном театре из-за того, что все спектакли делаются похожими один на другой. Это традиционные ширмовые спектакли.

К счастью, в ульяновском кукольном искусстве скоро будет новая кровь. В планах – спектакли для взрослых «Гадкий утёнок» в постановке Станислава Железкина – руководителя знаменитого мытищинского театра кукол «Огниво», и «Мама кот, или История кота, который научил чайку летать» по книге Луиса Сепульведа.

Планы? Взял в библиотеке «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина и пьесы Мольера. Это новые проекты – новые спектакли. Они будут ставиться в Мытищах и… на Сахалине.

Да, мне предлагали переехать из Ульяновска в другой город. Но я пока в раздумьях. У нас очень сильный цех по созданию кукол. Такой редко где встретишь.

Текст – Анна Казакова

Фото – Юлия Липатова