В начале недели мы публиковали репортаж о состоянии дел на бульваре Венец, а именно качестве недавно законченного капитального ремонта бульвара. Сказать особо нечего – капитальный ремонт мало того, что был закончен с 4-х месячным отставанием от сроков, так вдобавок и делался, по-видимому, людьми, которые не имеют представление об агрегатных состояниях воды. Кому-то явно невдомек, что при фазовом переходе вода изменяет занимаемый объём, а значит при наличии влаги между основанием и отделкой, эта отделка при морозах неминуемо будет повреждена.

Впрочем, забыть школьный курс физики подрядчикам было немудрено – какая может быть физика, если бюджетные деньги надо было кровь из носа освоить до начала нового года, иначе можно было бы остаться и вовсе без них. Тут уж действительно не до теоретических рассуждений о свойствах воды… В итоге гранит приляпали с явным нарушением технологии, в условиях повышенной влажности основания.

Но всего этого, если честно, и следовало ожидать – без косяков такие авральные работы по сложным проектам у нас в принципе не обходятся. Хочется лишь указать на то состояние, в которое пришли элементы оформления (все, кстати, по проекту!) бульвара к новогодним праздникам. Состояние, надо сказать, неприятное – гранитные плиты местами потрескались, местами отошли от основания, не сильно удачно закрепленные декоративные гранитные шары легко шевелились руками, а на решетках ограды местами проступила ржавчина.

После праздников наступила полная разруха – больше половины шаров повыламывали, все плохо закрепленные плиты отломали, а все более-менее удобные места буквально изгадили. Собственно, об этом и был наш пост-праздничный репортаж – из-за нарушения технологии бульвару попросту не хватило запаса антивандальности.

Если бы технология всех работ была соблюдена полностью, то, глядишь, бульвар и продержался бы в приличном состоянии хотя бы пару месяцев (работы приняли в конце декабря), а так…

А так получается, что 160 миллионов попросту выброшены на ветер. И дело не только, и не сколько в качестве выполненных работ, а в их явной ненужности.

Существует негласное правило мудрого правления, которое было сформулировано ещё во времена абсолютного господства в Китае конфуцианства. Суть его в том, чтобы не давать подданным больше, чем может понять и принять самый последний из них. Если исходить из этой восточной мудрости, которая, если вдуматься, является одним из столбов китайской цивилизации, то получается, что затеянный властями ремонт Венца – это явное пренебрежение древним знанием. Понять и принять «гранитный» ремонт среднестатистический ульяновец оказался не готов, тому доказательством – дикий послепраздничный разгром.

Судя по нему делать надо было всё иначе, с расчётом на народ. Никакого гранита, никаких фигурных загородок и кованых лавочек, никаких разборных фонарей. Среднеульяновская гуляющая публика, по-видимому, гораздо лучше поняла и приняла бы другое. Например, сетку-рабицу вместо ограды, пивные ларьки вместо многомиллионных фонтанов, куриные насесты вместо лавочек и антивандальные прожекторы с защитной сеткой вместо фонарей. Немногие недовольные индивидуумы отправились бы искать другое место для прогулок, зато основная масса «отдыхающих» оказалась бы в своей стихии.

Но власти явно не понимают реальных чаяний народа и даже если увериться в благих помыслах зачинщиков ремонта, то вопрос об отсутствии «чувства народа» у городских властей и проектировщиков никуда не девается.

В конце XIX века Венец был местом прогулок и отдыха так называемой «чистой» публики. Понятно, что в центре «дворянского городка» её было большинство. Конечно же, никто не препятствовал и прогулкам по бульвару «простого» люда, но при этом никаких бесчинств со стороны ни столбового дворянина, ни пьяного сапожника с окраины не замечалось в принципе. О том, чтобы прилюдно нагадить на ограду не могло быть ни то, чтобы речи, но и помысла. Причина – в определенном моральном балансе, который на Венце явно был смещен в сторону определенной интеллигентности. В результате территория получила своеобразную ауру «приличного» места, где средний уровень базовых запросов отдыхающих был значительно выше общегородского. Если, например, для Васи лакать брагу из горла на родной Куликовке было лучшим отдыхом, то, придя на Венец, он несколько преображался и старался вести себя по возможности культурно. Становился, можно сказать, Василием.

Никакой особой магии в этом чудесном превращении не было, был лишь определенный расчёт городских властей, которые всеми силами старались «якорить» Венец с понятием «культурный отдых», проводя на нём соответствующие мероприятия, уровень которых не опускался ниже среднекультурного. Так, известно, что с Венца гоняли балалаечников, разнообразные цыганские ансамбли и прочих самородков от народной культуры. Зато оркестр неизменно играл каждые выходные. Эта традиция, кстати, дожила до 50-х годов XX века.

В итоге безо всяких гранитных облицовок удалось создать Венцу необходимую ауру, причём настолько сильную, что она действовала безотказно даже на самых отъявленных городских хулиганов. Если выражаться высокопарно, то ремонт начали с голов, причем с момента закладки бульвара в 1866 году. И эта аура трепетно поддерживалась и сохранялась до самого последнего времени. Достаточно сказать, что работы по приведению бульвара в порядок не прекращались даже в трудные годы ВОВ.

К сожалению, это трепетное отношение к символу города было безвозвратно утрачено ещё в начале 90-х годов. Очевидно, что любое восстановление бульвара надо было начинать опять же с голов, с той самой «ауры». Увы, но местным властям, несмотря на «культурные столицы» и конгрессы, это не удалось. Сосредоточились на обертке по привычной схеме. И, естественно, ошиблись – древние китайцы были далеко не дураки, и мысль о необходимости соответствия результата чаяниям оказалась верной, что нашло очередное подтверждение. Увы, весьма дорогое – 160 миллионов рублей, но явное – стоит лишь посмотреть на от души залитый испражнениями гранит.